В крупных аэропортах будут в обязательном порядке создаваться альтернативные топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
«Практически сегодня Министерство транспорта, Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития согласовали между собой, что во всех аэропортах, которые перевозят больше одного миллиона пассажиров в год, должно быть как минимум два топливно-заправочных комплекса, а если эти аэропорты перевозят больше пяти миллионов, то, соответственно, даже три ТЗК», — заявил Артемьев.
По его словам, это одна из обсуждаемых правительством мер по развитию конкуренции в сфере авиаперевозок и снижению стоимости авиабилетов.
В Минтрансе сообщили, что проект постановления на согласование в установленном порядке в ведомство еще не поступил.
Правительство занялось проблемой альтернативного обеспечения авиатопливом после того, как авиакомпании столкнулись с дефицитом керосина в нескольких крупных аэропортах в конце лета 2011 года.
«Везде, где пассажирооборот превышает два миллиона человек, будем требовать строительства альтернативных ТЗК, а в некоторых местах – не меньше трех», — заявил осенью того года тогда еще вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин. Заручившись решением, крупнейший оператор альтернативных ТЗК в России (восемь таких ТЗК) «Аэрофьюэлз Групп» смог разрушить монополию действовавшего поставщика топлива в аэропорту Толмачево. Компания еще в 2007 году построила ТЗК в Толмачево, но его работа блокировалась по разным поводам администрацией аэропорта.
«Эффективность создания альтернативных ТЗК доказана на практике, — отмечают в «Аэрофьюэлз». – С момента появления второго ТЗК в аэропорте Иркутска цены на топливо упали примерно на 15%, перевозчики сэкономили около 2 миллиардов рублей за пять лет». Конкуренция стимулирует повышение качества самой услуги, добавляют в компании.
Инициатива ФАС приближает российское антимонопольное законодательство к европейским стандартам, считают в «ЛУКойле» (компания работает в аэропортах Петербурга, Нижнего Новгорода, Тюмени, Сургута и других). «Нам интересны любые крупные города, аэропорты которых имеют большой пассажиро- и грузопоток, — говорит представитель компании. – И у нас есть соответствующая программа развития бизнеса». «ЛУКойл», например, хотел бы войти в аэропорт Екатеринбурга, это весьма привлекательный объект с точки зрения заправщика», — добавили в компании.
У «Газпромнефть-Аэро» сеть из 31 топливозаправочного комплекса в России и странах СНГ, три из них – альтернативные ТЗК (Шереметьево, Толмачево, Ульяновск). «В стадии разработки находятся несколько проектов по созданию ТЗК в Сибирском федеральном округе, — добавили в компании. – В основном они относятся к традиционным регионам присутствия «Газпромнефти», так как основной объем авиатоплива, продаваемого компанией, производится на Омском НПЗ «Газпром нефти»».
Сейчас рекордсменом по количеству ТЗК в России является аэропорт Владивостока – их здесь три. В московских аэропортах вопрос с альтернативными ТЗК до конца не решен.
В Шереметьево недавно завершено строительство альтернативного ТЗК «Газпромнефть-Аэро», но он еще не подключен к инфраструктуре. В Домодедово ТЗК один, но с 2000 года аэропорт представляет услугу по хранению авиатоплива, с 2002 года в аэропорте работает независимый топливно-заправочный оператор «Шелл и Аэрофьюэлз», а с 2010 года аэропорт предоставляет возможность нефтяным компаниям хранить и продавать топливо авиаперевозчикам с услугой заправки «в крыло». ЗАО «Домодедово Фьюэл Сервисиз» реализует только пятую часть от топлива, продаваемого в аэропорте, говорят в Домодедово. С января 2012 года альтернативный ТЗК должен был заработать во Внуково, но этого пока не произошло.
Впрочем, участники рынка отмечают, что для реального развития альтернативных ТЗК в России необходимо внести изменения в авиационные правила, регулирующие их деятельность. «Альтернативный оператор ТЗК, построив инфраструктуру, еще должен ее сертифицировать в Росавиации, — поясняет источник в отрасли, — а Росавиация в соответствии с нормативной базой требует предоставить технологию взаимодействия с оператором аэропорта. Аэропорт же, чтобы дать технологию взаимодействия, просит предоставить сертификат. И так по кругу».