Федеральная антимонопольная служба пока не станет формулировать конкретные критерии по формированию лотов под аукционы на размещение наружной рекламы, рассказали «Газете.Ru» участники рынка по итогам совещания в ФАС.
В пятницу состоялась очередная встреча представителей ведомства с участниками рынка, на которой обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг торгов на право размещения рекламных конструкций. По итогам встречи в ФАС решили сохранить процентное соотношение малого и среднего бизнеса на рынке наружной рекламы. Сейчас ведомство готовит письмо с разъяснениями федерального закона «О рекламе», которое оно направит в территориальные органы власти, рассказали участники рынка. Но пока документ не доработан и может быть переформулирован.
В первоначальной версии документа (есть в распоряжении «Газета.Ru» — «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций») ФАС предлагала разделить лоты на разные группы – мелкие (до 1% от всех рекламных конструкций, но не более пяти конструкций), средние (от 1% до 10%, но не более 50 конструкций), крупные (от 10% до 35%, но не более 150 конструкций). При этом суммарные доли групп объявленных лотов должны быть примерной равными. Предложения были сформулированы в целях поддержки малого и среднего бизнеса в рекламной индустрии.
«Но ФАС решила пока не регламентировать конкретными цифрами количество рекламных конструкций в лотах и пока не указывать единые нормы для всех городов, хотя ведомство все равно опишет подходы и критерии, которые будут обеспечивать защиту и поддержку малого бизнеса, не будут ограничивать конкуренцию и не позволят одной или двум компаниям монополизировать рынок», — рассказала «Газете.Ru» руководитель секции наружной рекламы Гильдии предприятий торговли и услуг Московской торгово-промышленной палаты Севиль Эфендиева.
В итоге ФАС направит письмо с рекомендациями в территориальные органы, но пока документ не готов, подтвердил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров. «Так как сейчас уже истекают сроки заключенных договоров на установку рекламных конструкций, в субъектах начинают проводиться конкурсы и аукционы на установку рекламных конструкций, и у рынка, и у арендодателей возникает вопрос – какая ситуация будет считаться конкурентной, какая неконкурентной при формировании лотов, и какие подходы нужно выбрать, — говорит он. — Чтобы не принимать решение без мнения участников рынка, мы к ним обратились. По мнению рынка, существующие подходы не конкурентны. Мы получили от них предложение и подготовили проект разъяснений нашему территориальному подразделению как рекомендацию к формированию лотов в той или иной фигурации».
Согласно закону «О рекламе» в торгах на размещение объектов наружной рекламы не имеет право участвовать компания, занимающая преимущественное положение на рынке с долей свыше 35%, однако федеральный закон «О рекламе» не содержит запрета на объединение всех конструкций в один лот.
Но объединение должно быть произведено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы, уточняют в ФАС. Также ФАС пояснил, что стартовая цена для участия в аукционе не должна быть необоснованно завышенной, так как это будет препятствовать конкуренции, но уточнил, что в законе нет указаний по поводу стартовой цены для участия в торгах.
«Смысл письма в том, чтобы избежать монополизации рынка в скупке компанией основных лотов, и в поддержке малого и среднего предпринимательства, — говорит исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков. — Когда ФАС разошлет письмо, московские торги на афишные стенды придется отменить, потому что они выставляются одним лотом».
«Это поможет сделать торги более прозрачными с учетом сохранения на рынке существующего количества игроков, — согласна руководитель Эфендиева. – Наметившаяся ранее нездоровая ситуация могла бы привести к полному исчезновению части компаний малого и среднего бизнеса на рынке». Она приводит в пример ситуацию с аукционом на афишные стенды, поясняя, что департамент рекламы и СМИ выставил одним лотом одну треть всех рекламных конструкций.
Если лоты разделить, то московский бюджет получит больше денег, а у рекламодателей будет больший выбор между компаниями и они смогут получать услуги по конкурентной цене и хорошего качества, считает Крючков.
Ничего революционного в этом письме нет – позиция ФАС всегда была такой, скептичен генеральный директор «Паномедиа» Александр Каспирович. Он считает, что письмо не окажет существенного влияния на ситуацию с торгами.
Большинство участников заседания проект поддержали единогласно, против письма ФАС выступили только крупные операторы наружной рекламы и департамент рекламы и СМИ города Москвы, говорит Крючков. По его словам, на заседании департамент не смог дать «адекватного ответа» на вопрос, почему они размещают более семи тысяч конструкций одним лотом. «Монополизм всегда плох: он приводит к возникновению монопольно высокой цены, которая затем вкладывается в стоимость товаров», — говорит он.
Департамент СМИ и рекламы столичного правительства 6 сентября отменил «открытый аукцион на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации (афишные стенды) на имуществе города Москвы». Тогда чиновники указали на причину отмены аукциона – необходимость доработки аукционной документации — и объявили, что условия конкурса не будут изменены. И уже 12 сентября департамент объявил о дате проведения нового конкурса — 2 ноября 2012 года.
На первый конкурс были выставлены 7705 рекламных мест (афишных стендов), установленным по более чем 2,5 тысячам адресов в Москве. Стартовая стоимость афиш – 700 млн рублей, шаг аукциона — 3,5 млн рублей. На второй аукцион выставлено меньшее количество стендов – 7238 штук.
Участники рынка посчитали, что условия аукциона делают его доступным только для крупнейших компаний. «Заплатить всю сумму сразу могли бы только одна или две компании, остальные операторы наружной рекламы не смогут этого сделать», – считает Каспирович.
Также претензии операторов вызвало условие, согласно которому победитель должен восстановить или отремонтировать все семь тысяч рекламных конструкций, но ни один оператор наружной рекламы не сможет этого сделать, говорит Каспирович. «При таких темпах пришлось бы восстанавливать более десяти конструкций в час с условием 24-часового рабочего дня. У многих операторов эти условия вызывают негодование», – говорит он.