Госкомпания «Роснефть» и трейдерская группа Gunvor Геннадия Тимченко совместно займутся геологоразведкой и нефтегазодобычей. Во вторник глава «Роснефти» Игорь Сечин встретился с руководителями и основными акционерами Gunvor Геннадием Тимченко и Торбьорном Торнквистом. «В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в сферах трейдинга и логистики, а также перспективы совместной работы в проектах по геологоразведке и добыче», — уточнила госкомпания.
Объявление о возможном партнерстве сделано на фоне слухов о конфликте между Сечиным и Тимченко. Gunvor — один из крупнейших мировых нефтетрейдеров, до недавнего времени через него шло около 20% всего российского экспорта нефти. Но в середине сентября доля снизилась до 15% — Gunvor не получил тендеры на поставку продукции «Роснефти». Собственных добывающих активов у трейдерской группы нет.
Представители «Роснефти» и Gunvor отказались комментировать, как именно трейдер будет заниматься разведкой и добычей. Источник, близкий к одной из компаний, сказал «Газете.Ru», что «о каких-то конкретных проектах говорить пока преждевременно».
«Вероятно, речь идет о планах Gunvor по диверсификации собственного бизнеса, — говорит аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. — Ранее Gunvor неоднократно заявлял, что намерена стать вертикально интегрированной компанией и теперь ей не хватает только добывающих активов».
Нефтеперерабатывающие предприятия у Gunvor уже есть: в 2012 году компания приобрела два НПЗ (в Антверпене и Ингольштадте) у обанкротившейся Petroplus. Совокупная мощность заводов составляет 10 млн тонн в год.
Крюков отметил, что диверсификация — мировой тренд, крупные трейдеры (такие как Vitol) имеют собственные геологоразведочные активы.
Сейчас Тимченко владеет около 13% IG Seismic Services — компании, контролирующей около 50% российского рынка услуг по сейсморазведке. «Эта компания проявляла интерес к российскому шельфу, на котором активно работает «Роснефть», — рассказывает Крюков. — Не исключено, что «Роснефть» и Gunvor создадут СП по добыче углеводородов и именно IGSS будет оказывать услуги по сейсморазведке».
Источник в нефтегазовой отрасли рассказал «Газете.Ru», что «госкомпания в партнерстве с Gunvor не слишком заинтересована». «Это способ перепрофилировать Gunvor с помощью «Роснефти». Тема поднималась на высоком уровне. Как Сечин, так и Тимченко близки к российскому президенту», — говорит источник.
«Не исключено, что совместная работа «Роснефти» и Gunvor — это идея Владимира Путина, который пытается помирить своих соратников», — считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Коснтантин Симонов.
По словам источника «Газеты.Ru», СП «Роснефть» и Gunvor сосредоточит свою деятельность преимущественно на газе. «Газпром» потерял монополию на добычу газа: если три года назад холдинг обеспечивал 95% российской газодобычи в России, то в начале текущего года — уже 85%, а на данный момент — лишь 70%. Динамика устрашающая, — поясняет источник. — В ближайшем будущем «Газпром» может потерять и свою монополию на транспортировку газа, а также на экспорт».
Помимо доли в Gunvor Тимченко контролирует около 21% крупнейшего в России независимого газопроизводителя «Новатэк» (добыча в 2011 году — 53 млрд кубометров, к 2020 году планирует выйти на уровень 112 млрд кубов) . В свою очередь, Сечин недавно заявил, что «Роснефть» намерена к 2018 году увеличить добычу газа с 26 млрд кубометров до 130 млрд кубометров.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что «Роснефть» может приобрести часть активов «Новатэка», в первую очередь ОАО «Ямал-СПГ» (владеет лицензией на Южно-Тамбейское газовое месторождение). «Проект весьма капиталоемкий, нынешние владельцы вполне могут предпочесть наличные», — считает эксперт.