Правительство России рассматривает возможность допуска иностранных нефтегазовых корпораций к шельфовым проектам в Арктике. Сейчас компании с зарубежным капиталом могут участвовать в разработке шельфа только как миноритарные партнеры российских государственных концернов «Газпром» и «Роснефть». Владимир Путин ранее говорил о возможной либерализации правил, но только в плане допуска российских частных компаний.
Теперь порядок может измениться, рассказал Financial Times министр энергетики Александр Новак: иностранные компании смогут получать лицензии на добычу в рамках шельфовых проектов. «Смогут стать совладельцами лицензий», — уточнил чиновник.
При оценке заявок на лицензии от зарубежных концернов будут оцениваться их финансовые возможности, уровень технологий шельфовой добычи и опыт реализации экологических программ. По словам Новака, инициатива по разработке правил выдачи лицензий на шельф иностранным компаниям обсуждается в Минэнерго, а окончательное решение по данному вопросу не принято.
Выход нефтяных компаний на шельф необходим для компенсации старых истощенных месторождений: это способ не увеличить, а стабилизировать добычу до 2020 года на уровне 510 млн тонн в год, отмечали в Минэкономразвития.
Пока участие зарубежных компаний в разработке проектов на российском арктическом шельфе ограничивается форматом совместных предприятий.
Госкомпания «Роснефть» подписала соглашения об освоении месторождений Карского моря с ExxonMobil, в СП у американской корпорации 33,3%. Позднее к разработке российского шельфа присоединились итальянская Eni и норвежская Statoil, получившие по 33,3% в проектах «Роснефти» в Баренцевом и Охотском морях. Eni примет участие в разработке Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море, Statoil там же получит доступ к Персеевскому участку, а также к участкам Магадан-1, Лисянский и Кашеваровский в Охотском море.
Все лицензии в рамках шельфовых СП остаются в собственности «Роснефти».
У «Газпрома» в настоящее время два газовых проекта на шельфе — Киринский блок, входящий в «Сахалин-3», и приостановленный «Штокман». Сроки начала добычи на Приразломном нефтяном месторождении, которое планирует разрабатывать «Газпром нефть», перенесены на год.
Максимальным экспортным потенциалом обладает Штокмановский проект. Но международный консорциум по его разработке в составе «Газпрома», Total и Statoil не сумел договориться об условиях и сроках поставок.
Заявление о возможной либерализации режима освоения шельфовых месторождений в Арктике Новак сделал накануне встреч с международными инвесторами и топ-менеджментом нефтегазовых корпораций в Лондоне. Минэнерго проводит аналог road show российских ресурсных проектов с прогнозным объемом инвестиций в размере около $1 трлн. «Мы хотим показать, во что в России можно инвестировать», — объяснял ранее министр. В программе Минэнерго презентации проектов в области электроэнергетики, а также в газовой и нефтяной отраслях.
В Statoil говорят, что удовлетворены последней инициативой министерства. «Это упрощает структуру инвестиций международных компаний в российские проекты», — заявил Тим Додсон, руководитель подразделения по добыче в норвежском концерне. По его словам, новая схема «значительно ближе к той, к которой мы привыкли».
Константин Черепанов из UBS полагает, что иностранные инвесторы смогут получить лишь небольшие проекты. «Крупные стратегические месторождения в любом случае останутся за госкомпаниями», — уверен эксперт.
Допуск иностранных компаний, по словам Черепанова, в первую очередь полезен для бюджета – лицензии можно продавать, кроме того, в бюджет будут поступать налоги от деятельности иностранцев.
«Иностранцы будут применять технические решения, приспособленные именно для российского шельфа, которые впоследствие смогут использовать и российские компании», — добавляет Черепанов.