Facebook начала тестирование нового инструмента монетизации: социальная сеть собирается за деньги дать пользователям возможность размещать записи в ленте новостей на более заметных позициях, гарантируя большее количество просмотров для своих обновлений.
«Ежедневно лента новостей отображает ваши сообщения для друзей. Иногда некоторые подписчики могут не заметить обновление статуса, особенно если друзья часто публикуют свои новости, и ваш пост оказывается не в топе ленты, — объясняет инженер Facebook Абишек Доши. — Когда вы продвигаете свою публикацию, будь то свадебная фотография или сообщение о продаже гаража, она поднимается в ленте новостей, и у ваших друзей и подписчиков больше шансов ее заметить».
По его словам, пользователи, которые продвигают свои сообщения, также смогут узнать, сколько друзей прочитали их новость.
Сервис в тестовом режиме был запущен на территории Новой Зеландии, после чего он стал доступен для ограниченного числа пользователей еще 20 стран, включая США.
Теперь под фотографией или опубликованным статусом рядом с кнопками «Комментировать», «Поделиться» или поставить отметку «Мне нравится» появилась функция «Promote».
Facebook пока не раскрывает сумму, которую юзерам придется заплатить за продвижение своих постов. «В рамках тестирования определяется диапазон цен на услугу», — уточнила администрация социальной сети.
По словам нескольких тестировщиков, стоимость за выгодное размещение одной записи в ленте новостей может составить $7.
Изначально размещение обновлений и статусов пользователей Facebook в ленте новостей происходило в зависимости от количества отметок «Мне нравится» и комментариев друзей.
Платное продвижение постов пользователей является аналогом запущенного в мае инструмента для корпоративных пользователей Facebook.
По словам экспертов, новая функция может стать новым источником дохода для компании. С другой стороны, попытка приучить пользователей платить деньги за рекламу — это риск, так как может нарушить ощущение бескорыстного общения на сайте.
Часть аудитории Facebook отнеслась к продвижению публикаций положительно, следует из предварительных результатов тестирования. Продвигаемый пост просматривается в 3,8 раза чаще, чем бесплатный.
«На Facebook идет битва за место и внимание, — говорит аналитик BIA/Kelsey Джед Уилльямс. — Когда в вашей ленте новостей большое количество информации, неизбежно появление чего-то подобного».
Но по данным The Financial Times, некоторые пользователи Facebook уже создают в сети оппозиционные группы, например «Свернуть продвигаемые записи» и «Против платы за продвижение записей». По их словам, Facebook предлагает подобные инструменты для пользователей, чтобы ослабить давление инвесторов на компанию, требующих роста доходов.
С момента IPO они критиковали Facebook за то, что сеть не может найти эффективные источники дохода помимо размещения рекламы. По итогам второго квартала 2012 года Facebook получила чистый убыток в $157 млн, тогда как во втором квартале прошлого года зафиксирована чистая прибыль $240 млн. На рекламу приходилось более 80% квартальной выручки Facebook, которая составила почти $1,2 млрд.
«Функция превращает пользователей в рекламодателей, — говорит аналитик Altimeter Group Ребекку Либ. — Кроме того, для Facebook она может стать еще одним средством сбора информации о своих пользователях, ведь для оплаты продвижения своих постов им нужно будет вводить номера кредитных карт».
Данные кредиток в сочетании с другими данными дают представление о демографическом положении каждого пользователя, отмечает она. Подобная информация может иметь ценность для рекламодателей: «Благодаря ей можно получить представление о политической, культурной и социально-экономической принадлежности плательщика».