Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Рынок сужается, и сделок нет»

Гендиректор «Эксмо» Олег Новиков рассказал «Газете.Ru» об отложенной сделке с АСТ

Издательство «Эксмо» откладывает покупку акций конкурирующей группы АСТ. Слишком велики риски и обременения, объясняет акционер и гендиректор «Эксмо» Олег Новиков. В интервью «Газете.Ru» он рассказал об отсутствии инвестиций в отрасли, попытках издателей взаимодействовать с iOS и Android и о различиях между 2010-ми и 1990-ми.

— Самое крупное событие за последнее время на издательском рынке — это объединение «Эксмо» и АСТ. Что в итоге получит «Эксмо»?

— Об объединении «Эксмо» и АСТ говорить преждевременно. В рамках договоренности с акционерами АСТ «Эксмо» получило опцион на приобретение их акций, но покупка пока не состоялась.

У АСТ достаточно серьезные проблемы и обременения, связанные с налогами. У компании идут судебные процессы, и, пока не будет определенности, я сам не готов проводить сделку. Поэтому опцион еще не реализован, точных сроков его реализации я назвать не могу.

Но мы помогаем коллегам из АСТ, проводим консультации и рассчитываем на то, что ситуацию удастся позитивно разрешить, издательство АСТ сможет полноценно работать и мы сможем стать акционерами.

— Какие инвестиционные структуры принимали участие в сделке с АСТ? В частности, участвовал ли инвестиционный фонд А1?

— С нашей стороны в опционе дополнительных инвесторов нет. Переговоры с рядом инвесторов показали, что они считают ситуацию достаточно рискованной и пока не готовы инвестировать в АСТ. В настоящее время издательский бизнес вообще не является инвестиционно привлекательным, рынок сужается, и сделок на рынке нет.

— Сейчас у АСТ большие долги перед налоговыми органами. Откуда у компании столько долгов и как она будет рассчитываться?

— Это вопрос к менеджерам, которые ранее работали в АСТ, а также к налоговой инспекции. Как написано в их актах, АСТ использовали промежуточные компании для уклонения от выплаты налогов на прибыль и НДС. Сейчас идут судебные процессы, компания оспаривает результаты налоговых проверок. Но деталей, почему и как АСТ это делали, я не знаю.

— Менеджеры АСТ объясняли вам эту ситуацию?

— Меня больше интересует, что будет дальше, и интереснее говорить о будущем. Мне тяжело говорить о том, кто и какие указания давал. В этой ситуации много нюансов.

— Каким вы видите будущее объединения, планируете ли вы выход на биржу?

— Пока компании «Эксмо» не хватает динамики роста, чтобы планировать проведение IPO. Хотелось бы мечтать об этом, но пока с точки зрения масштабов бизнеса это не актуально, да и интереса у инвесторов нет. Но издательства «Эксмо» и АСТ будут развиваться самостоятельно. Даже если сделка произойдет, объединения структур издательств я не нахожу целесообразным. Определенное взаимодействие, в частности, консультации и обмен, лучшим опытом будет. Предполагается, что в дальнейшем произойдет объединение на уровне акционерного капитала, но не структур.

— Почему?

— У каждого издательства есть свои сильные и слабые стороны, наработки, творческие успехи. Есть коллектив, а это гораздо важнее бренда в издательском бизнесе. Авторы и редакционный коллектив создают книги. И от того, что мы технически проведем объединение, книг больше не станет и их качество не улучшится. У коллег из АСТ есть интересные видения развития бизнеса, в «Эксмо» другая структура управления. Главное — выпускать хорошие книги, а экономить на эффекте масштаба, создавая большее количество книг, не получится, так как редакторы и качество произведенных книг от объединения не изменятся. Это абсолютно творческий бизнес.

— Многие небольшие издательства возмущены тем, что после объединения «Эксмо» и АСТ станут монополистами на рынке. Так ли это? Обращались ли вы за консультациями в ФАС?

— Мы предоставили ФАС информацию о нашем видении ситуации на рынке и о том, что в данный момент сделка не проводится. Мы заверили ведомство, что, как только сделка будет готовиться, мы отправимся к ним за согласованием, но у АСТ и так достаточно проблем, чтобы увеличивать их и взаимодействовать с ФАС.

Оценки говорят о том, что продажи «Эксмо» и АСТ составляют менее 30%.

Но в художественной литературе наша доля выше, чем у АСТ, а в учебной и образовательной литературе мы не присутствуем.

— Вы планируете расширять свой бизнес, покупая розничные сети?

— Мы долгие годы инвестировали в розничную торговлю. И на сегодняшний день сеть книжных магазинов «Новый книжный — Буквоед» обладает достаточными ресурсами для того, чтобы развиваться самостоятельно. В этом году планируется открытие 40 книжных магазинов. Конечно, в масштабах страны это мало, но если учесть, что в мире оборот книготорговли падает, то наша сеть растет на 10—15 % в год. Это хорошие показатели. Мы акционеры сети книжных магазинов «Буквоед», но с точки зрения работы они не часть издательства — они самостоятельные компании, которые работают автономно. Они проводят политику, направленную на расширение объемов продаж и увеличение доли в ритейле.

— По данным Роспечати, в 2011 году книжные тиражи снизились на 20%. Как вы оцениваете эти показатели? Они критичны для отрасли?

— Для отрасли это критично. Но нужно помнить, что на снижение тиражей влияет снижение интереса к чтению в России. Ежегодно доля читающего населения сокращается на 2%.

Вторая проблема — это электронное пиратство. Сегодня на одну легально скачанную книгу приходятся 9, скачанных с «пиратских сайтов».

И в первую очередь скачивают самые популярные книги.

Но есть и другие факторы, из-за которых снижаются тиражи. Прекратила свое существование сеть «Топ-книга» в прошлом году. В этом году «Буква», которая занимала 8% рынка художественной литературы, сокращает количество своих магазинов и может вообще перестать работать. Все эти факторы приводят к снижению объемов продаж

— Почему люди стали меньше читать? Реально ли вернуть интерес к чтению?

— У книг появилось много «заменителей»: телевидение, интернет, компьютерные игры. Чтение требует вдумчивого отношения. Нам приходится конкурировать за время нашего читателя. И книга эту конкуренцию проигрывает, потому что другие участники медийного рынка достаточно агрессивно ведут свою маркетинговую политику, а мы не очень активны в этом направлении.

Во многих странах есть государственные программы поддержки и развития чтения. Это помогает не только бизнесу, но и выполняет социальные функции. Я с этим согласен. Издательство «Эксмо» реализует социальные рекламные кампании в поддержку чтения, но усилий одного издательства, даже предпринятых совместно с Российским книжным союзом, с которым мы пытаемся выступать с определенными инициативами, пока явно недостаточно.

— Какие конкретно инициативы вы предлагаете?

— Социальная реклама чтения. Кампанию можно проводить на уровне регионов и на уровне отдельных городов. Есть предварительная договоренность с департаментами средств массовой информации Москвы и Санкт-Петербурга, но пока до дела не доходит. Мы, совместно с департаментом культуры Москвы, подготовили программу «Читающий город», которая направлена на то, чтобы сделать город активно читающим.

Также необходимо увеличивать количество книжных магазинов как части городской социальной инфраструктуры. Сейчас они не считаются такой частью, их расположение не является обязательным требованием региональных и муниципальных образований. Также большая проблема с образовательными программами — в школе по литературе они сокращены. Но главное — это защита от электронного пиратства, которое уничтожает книжный бизнес.

— Как бороться?

— Первый метод — создание качественных и удобных сервисов для того, чтобы у читателя была более удобная альтернатива получения книг. Издатели должны оцифровать книги, а для того, чтобы это сделать, необходимо получить от правообладателей права на возможность продажи их книги в электронном виде.

За год количество книг на легальных ресурсах увеличилось в два раза — с 30 до 60 тысяч. Но на пиратских сайтах представлено более 200 тысяч наименований, а вопрос ассортимента для читателя очень важен. Есть большое количество платформ, которые сегодня доступны для читателей, например, iOS и Android, которые позволяют воспроизводить и читать литературу с мобильных устройств. Необходимо наполнять контентом эти устройства, взаимодействовать с продавцами гаджетов. Но есть и объективное мнение читателей, которые считают, что если они уже купили устройство, то они купили все книги, которые есть в электронном виде, иначе за что же они заплатили $300.

В череде мер по борьбе с пиратством — ограничение доступа к пиратским ресурсам, готовятся соответствующие изменения в четвертой части Гражданского кодекса. И тогда уже ответственность за распространение нелегального контента ляжет на плечи провайдеров. И мы рассчитываем, что провайдеры, в том числе магистральные, будут реагировать на наше уведомление о нарушении прав и закрывать доступ к книгам. Поисковики в первую очередь будут убирать ссылки на пиратские копии. А сейчас они индексируются и занимают достаточно высокое место в индексации поисковиков. Нигде в мире не рассматривают пиратство как угрозу книжному бизнесу, но в России, когда 90% потребления книг происходит с пиратских носителей, это серьезная угроза не только бизнесу, но и писателям. Если авторы не будут получать гонорары за те книги, которые они пишут, они могут перестать писать и будут заниматься чем-то еще.

— Правда ли, что популярных авторов издательства выводят на такие спринтерские скорости в ущерб качеству?

— Падает ли качество, я не берусь судить, но написание книги — индивидуальный процесс. Кто-то может писать по роману в год, Пелевин в свое время не писал новых произведений по три года. В этом году, насколько мне известно, он тоже не планирует сдавать книгу. А есть писатели, которые могут сдавать по книге в год. Все зависит от того, как работает воображение автора и от его индивидуальных особенностей. Я не думаю, что существует стандартная скорость написания книг, все зависит от автора.

— А что вы сейчас читаете?

— Биографию Стива Джобса, написанную Уолтером Айзексоном. Это интересная и откровенная книга.

— Книжный бизнес 20 лет назад и сейчас сильно отличаются? С какими эмоциями вы вспоминаете 1990-е?

— Это было достаточно интересное время. С тех пор многое изменилось. С одной стороны, вроде бы тяжело быть директором одного издательства на протяжении столь долгого времени. Но сейчас это другой бизнес, другая реальность, в которой мы живем. Я начал заниматься книжной торговлей, когда учился в институте, чтобы заработать денег. А сегодня у меня достаточно большой бизнес. Жизнь меняется, меняются приоритеты. Сначала книжная торговля, потом создание собственного бизнеса. Сегодня это уже онлайн-коммуникации, онлайн-продажи и создание электронных книг. Все это позволяет вместе с бизнесом меняться самому.

— Климат для инвестиций в книжный бизнес сложился благоприятный?

— Сегодня ничто не мешает начать заниматься издательским бизнесом. Хотя ситуация с АСТ достаточно тяжелая и неоднозначная. Если сравнить издательский бизнес в России с зарубежным, то подходы у нас разные. Даже если сравнить подходы издательств «Эксмо» и АСТ, они сильно отличаются. Главное, что в России книги по-прежнему дешевле, чем на Западе.

Новости и материалы
В Менделеевске главу УК оштрафовали за 300 пропущенных звонков от жильца
Бербок объявила о разводе с мужем
Российский арбитр отработал на матче команды Роналду
В Индии 13-летняя девочка родила ребенка после изнасилования пожилым служителем храма
«За рулем» назвал самые редкие версии классического УАЗа
Медведев раскрыл, как отношения Москвы и Эр-Рияда влияют на нефтяной рынок
В Донецке украинский БПЛА ударил по пассажирскому автобусу
Китайский JAC разработал конкурента для Rolls-Royce и Maybach
Стало известно, кто станет новым главой СК Армении
Бывшая жена Моргенштерна показала пресс после похудения
Байден и Макрон обсудили последние события на Украине
Фигуристка Трусова показала на видео смену имиджа
Пять украинских дронов сбили над Белгородской и Курской областями
Названы пагубные последствия закрытия алкомаркетов в РФ
Захарова высмеяла Зеленского, который «накаркал» удар «Орешником»
Фетисов предложил вручить Овечкину орден
В Уфе бухгалтер устроила в компанию знакомого и получила за него 44 млн рублей
Кадыров рассказал о бойце «Ахмата» с позывным «Хохол»
Все новости