Gunvor резко снизил долю в торговле сырой нефтью марки Urals, сообщает Reuters со ссылкой на трейдеров российских нефтяных компаний. В частности, по данным агентства, впервые трейдер и близкие ему компании не смогли добиться права торговать нефтью крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть».
В полугодовом тендере победили конкуренты Gunvor — трейдеры Vitol и Glencore и компания Shell. Gunvor также не фигурирует среди победителей годовых тендеров за 2012 год «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР. В итоге с октября трейдер сможет продавать лишь по два танкера нефти Urals в месяц, которую получает по соглашению с «Газпром нефтью», истекающему в декабре. «После нескольких лет явного лидерства странно видеть, что они практически не торгуют сырой нефтью напрямую. Они могут быть сильны в торговле нефтепродуктами, но в части Urals Gunvor явно совершенно сдал позиции», — говорит один из трейдеров. Если раньше Gunvor продавал до 40% всей российской нефти, в последнее время его доля снизилась до 15%.
Одной из возможных причин снижения активности Gunvor в торговле сырьем «Роснефти» Reuters называет персональные разногласия между Тимченко и другим верным соратником Путина — руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным.
Эта информация получила новое подтверждение в августе, когда «Роснефть» сократила большую часть руководства департамента по экспорту нефти и нефтепродуктов. «Почти все, кто хоть раз имел дело с Gunvor, были уволены в августе», — рассказал источник в компании, после того как «Роснефть» покинули глава департамента Сергей Андронов и другие менеджеры. Ранее Тимченко опроверг агентству информацию о конфликте с главой «Роснефти», указав, что отношения с Сечиным «нейтральные, нормальные, рабочие».
Пресс-служба Gunvor заявляет, что его решения об участии в тендерах на поставку российской нефти продиктованы коммерческими интересами: Urals зачастую достается ему дешевле на спотовом рынке. «Gunvor продает больше российской нефти, чем можно сказать, наблюдая за нашей активностью на долгосрочных тендерах», — цитирует Reuters заявление компании. Трейдеры подтверждают, что в последние годы тендеры «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» стали более прозрачными, число участников увеличилось, что привело к росту конкуренции и снизило маржу трейдеров.
«Сейчас у компании сбалансированный портфель нефти и нефтепродуктов из более чем 35 стран мира. Общий объем торгов нефтью и нефтепродуктами растет из года в год, у компании диверсифицированный набор», — отмечает Gunvor.
Еще одна из возможным причин снижения участия в торгах нефтью – долгосрочная стратегия диверсификации трейдера в торговлю углем, газом, металлами, а также покупка собственных нефтеперерабатывающих активов — заводов обанкротившейся швейцарской компании Petroplus, отмечают эксперты.
«Это стратегическая диверсификация интересов трейдера уже далеко за пределы исключительно экспорта нефти. Компания действует как Vitol, создавая свою инфраструктуру и закупая активы по очистке нефтепродуктов», — говорит аналитик JBC Energy GmbH в Вене Дэвид Вэк. «Может быть, Gunvor и сдал позиции в торговле Urals, но состояние Тимченко от этого вряд ли уменьшилось. Число активов трейдера в России и за ее пределами только растет», — резюмирует один из источников Reuters.