«Ни одна страна АТЭС столько не вкладывала в подготовку саммита», — признал накануне открытия форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC) министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев.
По словам источника в одном из федеральных ведомств, участвовавших в подготовке к саммиту, итоговая сумма сметы – около 680 млрд рублей. Из них более 400 млрд направлено на строительство газопровода к объектам острова Русский, на котором проходят мероприятия, 202 млрд рублей из федерального бюджета пошли на строительство и инфраструктуру.
На мероприятия в рамках форума расписано около 4% общей сметы, знает источник, знакомый с расчетами.
Россия рассчитывала на отдачу. В рамках председательства в АТЭС страна декларировала четыре основные темы: либерализация торговли и инвестиций, укрепление продовольственной безопасности, развитие транспорта и логистики и облегчение инновационных обменов.
Но первая тема заявляется формально, говорит источник, знакомый с ходом консультаций.
Либерализация торговли и движения капитала – традиционная цель АТЭС, но под председательством России конкретные соглашения к подписанию не планируются. «Этого не ждут даже их самые горячие сторонники», — говорит источник, напоминая, что Россия пока не имеет двусторонних соглашений о свободной торговле ни с одной из стран АТЭС.
По его словам, возможность создания зон свободной торговли с членами АТЭС прорабатывали экспертные группы при Минэкономразвития в рамках оценки потенциала сотрудничества со странами блока АСЕАН (Association of South East Asian Nations, семь ключевых участников блока также входят в АТЭС).
Но расчеты показали неготовность России к адаптации режима свободной торговли – потенциал роста товарооборота ограничивается 2% при существенном риске для сельского хозяйства, говорит источник. Высокопоставленный чиновник правительства это подтвердил.
Вкладом России в обеспечение продовольственной безопасности могло стать сотрудничество со странами АТЭС в рамках совместных сельскохозяйственных программ. Минэкономразвития и отраслевые эксперты предлагали оценить и, возможно, расширить практику сдачи в аренду сельскохозяйственных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, где не используется до 50% пахотных земель. В частности, рассматривалась возможность совместного производства биотоплива.
Но тема не будет актуальна на стартовавшем саммите, говорит осведомленный источник. Министерство развития Дальнего Востока не поддерживает эту инициативу, подтвердил и Ишаев, ссылаясь на высокую степень истощения земель, сданных в аренду сельскохозяйственным предприятиям Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Неразвиты транспортная и логистическая инфраструктура, невозможна интеграция производителей, поставщиков и потребителей», — добавляет источник.
Обмен инновациями – важная тема, но по итогам саммита АТЭС сотрудничество не выйдет за пределы текущей повестки дня, говорит источник, знакомый с процессом подготовки документов к саммиту.
Россия и так сотрудничает с АТЭС в сфере биотехнологий, атомной энергетики и космических программ. В основном партнерами выступают страны Юго-Восточной Азии. «Возможность перевода этого взаимодействия в новое качество объективно отсутствует», — скептичен источник.
Единственным содержательным пунктом повестки саммита будет пакет из более 20 транспортно-инфраструктурных проектов суммарной капиталоемкостью около 12,3 трлн рублей.
Основные – традиционные железнодорожные долгострои Транссиб и БАМ-2. В рамках модернизации Транссибирской магистрали предполагается создание единой компании — оператора грузовых перевозок, в капитал которой планируется привлечь инвесторов из стран — основных грузоотправителей и получателей. Мощности БАМа будут наращиваться: сейчас они составляют 22–24 млн тонн в год. Потенциал только по углю – около 70 млн тонн, говорит федеральный чиновник, называя среди отправителей концерны СУЭК, «Мечел» и «Якутуголь». Расчетная сумма инвестиций в модернизацию БАМа составляет 1,1 трлн рублей.
Также в пакет транспортных инициатив России в рамках саммита АТЭС включен Северный морской путь — транспортный коридор между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и Транскорейская железная дорога (от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию). Параллельно идут переговоры о проведении электромагистрали и газовой трубы в Южную Корею. «Переговоры с КНДР продолжаются и после изменений в руководстве республики. Рассматривается вопрос списания долга Пхеньяна в размере 2 миллиардов долларов», — знает федеральный чиновник.
Также в «транспортном пакете» сеть автомобильных дорог, включая трассы Чита — Хабаровск и Хабаровск — Владивосток.
Экспертные группы предлагали включить в повестку саммита проект «Беринг» — тоннель под Беринговым проливом и сопутствующей транспортной инфраструктуры. Но источник в Минэкономразвития не подтвердил факт проработки проекта к форуму АТЭС.
Отдельно прописаны проекты авиационного и судостроительного кластеров на Дальнем Востоке. В частности, на заводе «Звезда» (совместно с корейской Daewoo) планируется создание сухого дока для строительства крупнотоннажных судов – до 500 тыс. тонн – для нефте- и газоперевозок и, возможно, военного назначения.
Система трубопроводных проектов также будет анонсироваться на саммите, говорит осведомленный источник. По его данным, строительство труб увязывается с созданием газо- и нефтехимических заводов.
«Рассматриваются проекты, ориентированные на месторождения Якутии и Восточной Сибири, в частности Ковыктинское, — говорит источник. — Речь может идти о соглашениях по строительству заводов с участием инвесторов из США и Японии».
Одним из документов станет договор «Газпрома» с японскими группами Itochu и Japan Petroleum Exploration. Базовое соглашение предусматривает строительство завода по сжижению газа во Владивостоке, говорит источник Nikkei. Расчетная мощность предприятия – 10 млн тонн в год.
Все подготовленные к саммиту проекты так или иначе анонсировались ранее, признает правительственный консультант, участвовавший в работе.
Транссиб и БАМ сейчас ориентированы на бюджетные инвестиции. Но ранее Минтранс рекомендовал Российским железным дорогам определить приоритеты: выбрать между расширением мощностей БАМа и финансированием высокоскоростных магистралей.
Грузы по Транссибу иностранные компании не возят. Доставка контейнера из Восточной Азии в Европу дороже морской транспортировки на $1,5–2 тыс. Прохождение таможенного контроля в России занимает 3–4 дня и стоит $500, в Сингапуре процедуры проходят за день и стоят $3. Скорость прохождения грузов вместо заявленных РЖД 12–15 дней составляет 40–50 дней.
Севморпуть – это «неудовлетворительные навигационные и аварийно-спасательные средства, отсутствие централизованной поисково-спасательной службы быстрого реагирования», — комментирует источник.
По его словам, «готовность России активно подключиться к сотрудничеству в области приоритетов председательства в АТЭС объективно не высока».
«Неважно, сколько подпишут контрактов. Можно подписать и через полгода. Но люди увидят результат, и вложенные деньги сработают», — говорил на прошлой неделе Ишаев. А источник в экспертных кругах не исключает, что в течение нескольких месяцев после саммита Россия проведет встречу на уровне министров экономик стран АТЭС.