Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает авиакомпаниям обсудить возможность назначения на международные воздушные линии на конкурсной основе — через аукцион. Предложение сформулировано в письме заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, направленном в авиакомпании 28 августа (копия документа есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Голомолзин входит в состав межведомственной комиссии, созданной в мае 2012 года для совершенствования механизма допуска перевозчиков на международные маршруты. Ранее участники рынка неоднократно указывали на недостаточную прозрачность решений Росавиации по назначению авиакомпаний на международные линии, но и с созданием межведомственной комиссии спорных ситуаций меньше не стало: в июле конкурентом «Аэрофлоту» на линии Москва — Ницца стала авиакомпания «Россия», принадлежащая «Аэрофлоту». Решение комиссии вызвало протест у ближайшего конкурента монополии — компании «Трансаэро». Тогда же против назначения аффилированных компаний на одну линию выступил и Голомолзин.
В августе Минтранс подготовил проект критериев отбора компаний на международные линии для развития конкуренции и демонополизации рынка. Но по предложенному варианту перевозчики представили несогласующиеся позиции.
Голомолзин подтвердил, что компаниям направлено письмо с предложением рассмотреть возможность аукциона, и добавил, что отсутствие согласованной позиции у авиакомпаний по предложенным Минтрансом критериям — одна из причин того, что сейчас обсуждается конкурсный вариант.
«С точки зрения процедуры он лучше, с точки зрения эффекта вопрос подлежит обсуждению», — пояснил замглавы ФАС, отказавшись детализировать инициативу.
«Идет проработка варианта — насколько он приемлем. Есть некоторые мысли на этот счет, но готовых предложений нет. Хотим понять отношение к нему участников рынка», — добавил Голомолзин.
В Минтрансе подтвердили инициативу ФАС, сообщив, что такой вариант рассматривается и в министерстве его поддерживают. Детализировать варианты проведения аукциона в ведомстве отказались.
Срок представления позиций перевозчиков по новой инициативе ФАС три дня — до 31 августа.
В «Трансаэро» сообщили, что пока не получали письма Голомолзина. В UTair инициативу ведомства не комментируют. Получить оперативный комментарий в других компаниях не удалось.
В отрасли предложение ведомств о назначении на международные линии через аукцион вызвало недоумение. «Если речь идет о стандартном денежном аукционе, то инициатива не соответствует российскому законодательству: непонятно, как ведомства собираются продавать такую государственную услугу, как назначение на международную линию», — говорит источник на рынке.
«Непонятно, куда пойдут вырученные от реализации линии деньги. На содержание Росавиации или куда-то еще?» — задается вопросом другой источник.
Голомолзин пояснил, что в международной практике «существует механизм аукционного доступа по разного рода ограниченным ресурсам». Но в авиационной отрасли знают только о практике продажи слотов в аэропортах. «В наиболее загруженных аэропортах удобные часы прилета — дефицитный товар, и в ряде аэропортов практикуется продажа слотов на аукционе», — говорит главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Критерий победы может предельно упроститься: кто заплатил больше, тот и будет летать, хотя очевидно, что и в этом случае оправдан предварительный отбор, который не допустит к участию в аукционе перевозчиков, регулярно задерживающих рейсы или не имеющих сертификата IOSA, — комментирует предложение ФАС эксперт. — Но утверждать, что такая схема отвечает интересам пассажиров и авиационной отрасли в целом, не приходится».
Чем больше компания заплатит за право возить пассажира, тем дороже обойдутся билеты, констатирует Пантелеев. Хотя на загруженных линиях пассажиры могут и не заметить повышения: оно будет размыто по всему пассажиропотоку, добавляет он.
Минтранс собирал позиции перевозчиков по проекту нового порядка допуска до середины августа, обещав, что согласованная позиция будет проанализирована и «окончательный вариант документа с учетом мнений авиакомпаний будет вывешен для общественного обсуждения на сайте министерства». Пока нового проекта документа на сайте ведомства нет.