Чиновники могут вернуться к оперативному управлению «Газпромом». В совет директоров монополии традиционно входили министры энергетики и экономического развития. Но по распоряжению Дмитрия Медведева, которое он отдал еще в марте 2011 года, занимая пост президента России, госслужащие были выведены из органов управления госкомпаниями (в том числе «Газпрома»).
Предполагалось, что вывод высокопоставленных чиновников из советов директоров госкомпаний будет способствовать улучшению инвестиционного климата.
Теперь представители министерств, покинувшие «Газпром», могут вернуться в компанию в качестве участников комитетов по стратегии и инвестициям при совете директоров (в настоящее время существует только один такой комитет — по аудиту).
Такой вариант описан в письме заместителя министра экономического развития Сергея Белякова, направленном в правительство (документ цитирует «Интерфакс»). Чиновник указывает, что вопрос создания новых комитетов при СД «Газпрома» обсуждался 16 августа. Помимо Минэкономразвития в обсуждении приняли участие представители Министерства энергетики, Минфина, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам и газовой монополии.
В письме говорится, что участники совещания отметили целесообразность создания новых комитетов. «Повышение эффективности деятельности группы компаний «Газпром» может быть достигнуто за счет повышения качества и эффективности управления инвестиционными программами», — пишет Беляков.
Чиновник просит правительство поручить МЭР и Минэнерго подготовку проекта директив, предусматривающих согласование инвестиционных программ «Газпрома» в этих министерствах. Кроме того, Минэкономразвития и Минэнерго должны ежегодно получать результаты мониторинга исполнения инвестпрограмм. ФСТ, в свою очередь, отметила, что для объективной оценки запланированных инвестиций нужно проводить независимую экспертизу «и рассматривать программу пообъектно».
«Независимую экспертизу каждого инвестпроекта можно только приветствовать, — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков. — Возможно, такой аудит позволит «Газпрому» легче получать льготы в зависимости от сложности проекта».
Но в целом предлагаемая схема, по словам Крюкова, увеличивает уровень бюрократии. «Согласования требуют огромного количества времени и усилий, а «Газпром» и так не успевает по многим проектам (например, несколько раз переносились сроки реализации «Штокмана»), — указывает аналитик. — Если компанию вынудят согласовывать свои инвестпрограммы с каждым ведомством, это может еще больше затянуть реализацию проектов».
«Газпром» ситуацию не комментирует.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин уверен, что возвращение профильных чиновников в «Газпром» не повысит прозрачность компании. «Так получилось, что доверие президента заслуживают только госслужащие. Посторонних людей, по его мнению, в «Газпром» пускать нельзя, — говорит эксперт. — Но чиновники не нужны ни в совете директоров компании, ни в комитетах». Для снижения расходов «Газпрома», по словам эксперта, нужны независимые директоры — «те, кто будет защищать интересы миноритарных акционеров».