Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг выиграл судебное разбирательство с бывшим партнером Брайном Гилбертсоном. Поводом для спора стали инвестиции в бренд Faberge (ранее — знаменитый ювелирный дом).
Вексельберг требовал признать его права на использование бренда Faberge и компенсацию в размере $82 млн, пишет The Australian News.
Основанная в 1842 году Густовом Фаберже одноименная компания производила ювелирные изделия, самые известные из которых — пасхальные яйца, которые Faberge делала для дома Романовых, 50 из них были сделаны в период с 1885-го по 1916 год. После революции 1917 года выпуск ювелирных изделий был прекращен, а потомки Faberge продали бренд в 1951 году американцу Сэмюэлу Рубину за $25 тысяч. Он начал использовать бренд для продажи предметов розницы, начиная от парфюмерии и заканчивая одеждой. Бренд утратил свою актуальность.
Гилбертсон и Вексельберг предполагали, что покупателем старого бренда выступит созданный ими фонд Pallinghurst, в который Вексельберг вложил $150 млн. Покупка Faberge была одной из первых целей бизнесменов в рамках обсуждавшейся инвестпрограммы.
В 2007 году бизнесмены вели переговоры о покупке торговой марки Faberge у британско-голландской компании Unilever, которая выпускала под этим брендом мужские дезодоранты.
Партнеры предполагали возобновить производство ювелирных изделий.
Но переговоры о покупке пришлось приостановить, после того как банк UBS, сопровождавший сделку со стороны Unilever, потребовал выплатить $40 млн — это было больше суммы, о которой Pallinghurst ранее договорился с компанией-продавцом. Вексельберг согласился предоставить эти средства при условии, что продукцию будет производить одна из его компанией, а Pallinghurst будет получать прибыль от использования бренда.
Но Гилбертсон решил выкупить Faberge совместно с другими инвесторами, а затем перепродать ее по более высокой цене. Для этого он создал новую компанию Project Egg, но 75% финансирования для сделки были предоставлены инвесторами Pallinghurst, а 25% Гилбертсоном, описывает ситуацию The Australian News.
В результате компания досталась Гилбертсону. Получив контроль над Faberge. Владельцы бренда вложили $140 млн и открыли фирменные магазины в Женеве, Лондоне, Нью-Йорке и Гон-Конге.
«Я не думаю, что мы можем потерять от такой стратегии, напротив, мы получим больше пользы», — цитирует письмо Гилбертсона одному из членов его консорциума The Australian News.
Инвестиционные консультанты Гилбертсона пытались предостеречь его от сделки, убеждая бизнесмена в том, что, когда Вексельберг узнает о сделке, «он будет очень зол».
Российский бизнесмен подал в суд на бывшего партнера по месту регистрации его компании — на Каймановых островах. В суде Гилбертсон утверждал, что Вексельберг отошел от сделки через некоторое время после договора с Unilever, но суд отклонил его довод.
В итоге суд частично удовлетворил иск Вексельберга, признав действия Гилбертсона неправомерными и квалифицировал их как «нарушение доверия, приведшее к единоличному захвату Faberge». Но судья отказал в выплате компенсации в размере $82 млн, так как компания Faberge за несколько лет существования не принесла прибыли.
«Гилбертсон знал, что он неправильно поступает, и Вексельберг прав, считая его действия противоречащими соглашению», — решил судья.