Vimpelcom может отказаться от партнерства с «Скартелом» (бренд Yota) в проекте развития LTE. Компания договаривалась о возможности использования сетей Yota в качестве виртуального оператора (MVNO). Но переговоры затягиваются.
«Скартел» нами рассматривался прежде всего как возможность ускорения выхода на этот рынок (LTE). Понятно, что с каждым месяцем привлекательность сделки со «Скартелом» снижается, но мы не теряем надежды договориться», — сообщил глава российского Vimpelcom Антон Кудряшов в среду.
Он пояснил, что переговоры продолжаются, но в связи с получением федеральных лицензий на развертывание сети LTE по всей России партнерство со «Скартелом» с каждым месяцем теряет смысл.
«Так как пока инвестиции в LTE не являются сильно привлекательными с экономической точки зрения, безусловно, мы очень требовательны к условиям, на которые мы согласимся. У нас есть и другие альтернативы: прежде всего, исходя из требования лицензий, мы должны и будем сами инвестировать в сеть и уже это делаем», — сказал Кудряшов.
«В 2013 году Vimpelcom запустит в Москве собственную LTE-сеть, осталось совсем немного. Для начала емкости им хватит точно», — согласен аналитик «Открытия» Александр Венгранович.
В марте 2011 года операторы «большой тройки» — «Мобильные телесистемы» (VNC), «Вымпелком» и «Мегафон» — и государственный «Ростелеком» договорились о создании LTE-консорциума на базе Yota. У компании есть частотный ресурс, позволяющий построить сеть LTE в 170 городах России, в том числе и в Москве.
Соглашение предусматривало создание совместного предприятия для развития сетей связи четвертого поколения (4G) на условиях совместного использования инфраструктуры Yota и вхождения в капитал ООО «Скартел» равными долями. Договор был подписан в присутствии премьер-министра Владимира Путина.
Схема сделки предполагала, что на базе Yota может быть создано СП, в котором после 2014 года по 20% могут получить операторы «большой тройки», «Ростелеком» и «Ростехнологии».
Но в июне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила слияние «Мегафона» и «Скартела» при условии, что другие операторы также смогут иметь доступ к инфраструктуре по модели MVNO (виртуальный оператор связи) на недискриминационных условиях. А в июле 100% «Скартела» и более 50% акций российского оператора «Мегафон» решили объединить в холдинг Garsdale, в рамках которого были консолидированы телекоммуникационные активы «АФ Телеком Холдинг» предпринимателя Алишера Усманова и Telconet Capital Сергея Адоньева. «АФ Телеком» стал основным владельцем Garsdale, консолидировав 82% акций. Оставшиеся 18% распределены между Telconet Capital и госкорпорацией «Ростехнологии» пропорционально их долям в «Скартеле» (74,9% и 25,1% соответственно).
Компенсировал фактическое поглощение Yota «Мегафоном» Роскомнадзор, который за четыре дня до подписания соглашения между Telconet Capital и «АФ Телеком Холдинг» выдал федеральные лицензии на строительство сети LTE «Ростелекому», МТС, Vimpelcom и «Мегафону».
По условиям конкурса победители должны развернуть сеть LTE в течение семи лет начиная с 1 июля 2013 года. При этом операторы должны вкладывать по 15 млрд рублей в развертывание LTE до 2019 года и за свой счет вести работы по конверсии спектра: часть частот, которые получат победители конкурса, могут быть заняты военными и специальными средствами связи. В настоящее время соглашение со «Скартелом» (бренд Yota) о создании виртуального мобильного оператора на базе сетей связи стандарта LTE подписано у «Ростелекома» и «Мегафона».
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что соглашение по LTE-консорциуму не являлось обязывающим и в рамках него операторы не имеют каких-либо обязательств.
«Операторы получили частоты, и у них есть варианты — использовать свои частоты или дополнительно работать как виртуальный оператор на частотах «Скартела», — говорит Венгранович. — Но, с одной стороны, компания объявила сравнительно высокие цены на предоставление услуг. С другой — у операторов нет такой необходимости, так как нужно развивать собственные сети».