Историческое решение принял в среду Высший суд Австралии. Суд отклонил требования крупнейших мировых производителей табачной продукции — Japan Tobacco, British American Tobacco, Philip Morris International и Imperial Tobacco Group — признать незаконным запрет на изображение торговых знаков на упаковке сигарет. Пояснение к решению будет обнародовано позже.
Решение суда означает, что Австралия станет первой страной в мире, которой удалось настоять на введении единого однотонного дизайна для всех сигаретных пачек, продаваемых в стране. С 1 декабря 2012 года упаковка станет темно-оливкового цвета и будет лишена логотипа производителя. Изображения, иллюстрирующие вред курения, будут занимать 70% передней стороны пачки и 90% задней.
Табачные компании просили суд признать, что закон нарушает их право на интеллектуальную собственность. «Любая компания в подобных обстоятельствах, когда потеря бренда ей обойдется в миллиарды долларов, препятствовала бы такому закону», — цитирует агентство Bloomberg представителя Imperial Tobacco Соню Стюарт.
Еще один аргумент производителей — опасность подделки сигарет. Однотонные пачки станут подарком для производителей контрафакта, предупреждает представитель British American Tobacco Скотт Макинтайр.
«Нелегальный сигаретный рынок будет процветать, когда все пачки будут выглядеть одинаково и их будет проще копировать», — объясняет он. На фальшивые сигареты в Австралии, по оценке Deloitte LLP, приходится 13,4% рынка.
Закон, ущемляющий интересы производителей сигарет, был принят еще в ноябре 2011 года и должен был заработать с 1 декабря 2011 года. Однако мощное сопротивление табачного лобби сдвинуло сроки уже на год.
Правительство Австралии подсчитало, что расходы бюджета на здравоохранение из-за курильщиков увеличиваются ежегодно на $33 млрд (31,5 млрд австралийских долларов). За последние 60 лет порядка 900 тыс. человек в Австралии умерли из-за курения. Примерно шестая часть населения Австралии старше 14 лет курит ежедневно.
Табачные компании еще надеются отстоять свои интересы. Компания Philip Morris подала иск в международный арбитраж, утверждая, что австралийский закон может привести к убыткам на миллиарды долларов.
Производители встречают поддержку со стороны ряда стран. В апреле Гондурас обратился в ВТО с жалобой на австралийский закон, требуя признать, что он нарушает норму ВТО о праве на интеллектуальную собственность и будет иметь серьезные экономические последствия для государства, зависящего от экспорта табака. Украина составила подобное заявление в марте, а Доминиканская Республика — в июле.
«Big Tobacco (собирательное название для табачной индустрии. — «Газета.Ru») во что бы то ни стало будет стараться остановить эту реформу», — говорится в совместном заявлении министра здравоохранения Австралии Тани Плиберсек и генерального прокурора Никола Роксона.
«Табачная индустрия яростно сражалась, чтобы не дать Австралии стать первой в мире страной, которая введет однотонные пачки, — говорит эксперт Canadian Cancer Society Роб Каннингем. —
Производители понимают, что однотонная упаковка представляет серьезную угрозу и что, если Австралии удастся настоять на ее введении, другие страны не преминут последовать ее примеру». Ввести аналогичные ограничения хотят и в США, Канаде, Европе и Новой Зеландии. Когда Канада в 2001 году первой в мире обязала печатать на пачках сигарет картинки, иллюстрирующие вред курения, 50 стран пошли по ее стопам.
«Это решение создает прецедент для других государств в регионе, в особенности в Азии, где намереваются принять закон о здоровье граждан», — соглашается главный международный организатор в лоббистской Corporate Accountability International Джон Стюарт. Над введением однотонных пачек работает Великобритания. Хотя, как поясняет британское представительство Международной торговой палаты, это решение может противоречить ряду норм, в том числе требованиям ВТО.
«США и другие государства должны поддержать Австралию и отразить попытки табачной индустрии представить закон как вызов международной торговле», — пишет в сегодняшнем сообщении президент Campaign for Tobacco-Free Kids в Вашингтоне Мэттью Миерс.
«Решение в буквальном смысле меняет лицо рынка сигарет, — говорит руководитель World Lung Foundation Джордж Элдэй. — Австралия вводит инструмент, который поможет другим странам положить конец десятилетиям безрезультатных решений».
В России жесткий антитабачный законопроект был разработан в августе 2011 года в соответствии с рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе с потреблением табака. Но он до сих пор дорабатывается и обсуждается. В соответствии с законопроектом в России на пачках сигарет также могут появиться устрашающие картинки вместо традиционного предупреждения Минздрава. Изображения прокуренных легких или кожных покровов с язвами должны присутствовать на обеих сторонах пачки, предлагает Минздрав.
Австралия не первый раз подает миру пример успешной борьбы с табаком – эта страна одной из первых ввела двухсторонние графические предупреждения на пачках сигарет, а теперь сформировала прецедент. Его смысл в том, что интересы здравоохранения выше коммерческих интересов производителей табака, отмечают российские эксперты.
«Для России это пока недостижимая высота, - говорит эксперт Общественной палаты Дарья Халтурина. – У нас идет борьба за то, что Австралия уже одобрила — за размещение пугающих картинок с двух сторон сигаретных пачек».
До сих пор не запрещены надписи на пачках типа «легкие», «мягкие» и «с пониженным содержанием смол», признанные нелегальными практически во всем мире.
Табачные компании, которые оспаривали решение правительства Австралии, также действуют и в России, отмечает председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. «Они блокируют принятие эффективного законодательства по борьбе с курением, противодействуют повышению акцизов и запрету рекламы сигарет», — говорит Янин.
«Простые» пачки, которые будут введены в Австралии, снижают привлекательность курения, в первую очередь, среди детей, говорят эксперты. Доказано, что именно подростки сильнее всего реагируют на дизайн пачек. Маркетологи табачных компаний разрабатывают дизайн, прямо направленный на приобщение к курению детей. В 2011 году сигареты марки «Sweet Dreams» ОАО «Донской табак» были сняты с производства под давлением общественности – как разработанные специально для привлечения несовершеннолетних покупателей. Государство в этом вопросе оказалось пассивным.