Консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) готов продать свою долю ТНК-BP британскому акционеру BP за наличные и 10–12% акций, чтобы положить конец акционерному конфликту, заявил Михаил Фридман – один из трех российских бизнесменов, владеющих половиной акций ТНК-ВР – акционерам ВР на встречах в Нью-Йорке и Бостоне. «Сообщение, сделанное Михаилом Фридманом, состоит в том, что партнерство в нынешней форме исчерпало себя», – пояснил в интервью Reuters генеральный директор консорциума российских акционеров AAR Стэн Половец.
«Акционерам нужно найти способ скорректировать структуру собственности и ликвидировать внутренние противоречия, разрывающие компанию», – заявил он. Предложенный вариант освободит ВР от обязательств, наложенных акционерным соглашением ТНК-ВР, и позволит ВР стать партнером «Роснефти» или «Газпрома», добавил он.
Половец утверждает, что реакция акционеров ВР на идею выкупа доли AAR в ТНК-ВР за наличные и акции была «намного более позитивной», чем на другой вариант — приобретение российским консорциумом 25% бумаг, принадлежащих ВР в ТНК-ВР.
«Большинство акционеров не беспокоило то, что AAR станет крупным акционером ВР», – сказал Половец, добавив, что AAR не будет требовать представительства в совете директоров, а сам процесс обмена акциями может занять пять-семь лет.
По сообщению Reuters, официальное предложение о заинтересованности может быть сделано 19 июля.
На данный момент у AAR и ВР по 50% компании. Капитализация ТНК-BP на бирже составляет около $35 млрд, но эта оценка не включает в себя входящие в компанию непубличные активы. В прошлом году, пытаясь спасти альянс, «Роснефть» и ВР предложили AAR продать долю в ТНК-ВР за $32 млрд. Если эта оценка актуальна, в случае реализации сделки по обмену акциями с AAR BP придется заплатить еще $18–20 млрд, подсчитывает Андрей Полищук из Райффайзенбанка.
Но эксперты считают вариант вхождения российского консорциума в BP маловероятным. «Михаил Фридман, по всей видимости, пытается выходить напрямую на акционеров, поскольку отношения с менеджментом, в частности с главой компании Робертом Дадли, у российских владельцев ТНК-BP непростые», — говорит Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь».
Но британцев такая схема сделки вряд ли устроит: в случае получения 10% британской компании россияне станут ее крупнейшим акционером (доля каждого из акционеров ВР сейчас не превышает 3–5%).
Более вероятен вариант вхождения в THK-BP крупной российской госкомпании, например, «Роснефти», согласен Полищук. По мнению эксперта, «Роснефть» может выкупить долю концерна AAR , что позволит ей получить желанный доступ к зарубежным проектам через нового партнера — BP. Вахрамеев, напротив, считает, что «Роснефть» может выкупить в ТНК-BP долю британцев: после аварии в Мексиканском заливе британская компания прежде всего заинтересована в получении денежных средств, а AAR может усложнить получение дивидендов. Впрочем, аналитик не исключает и реализации другого варианта, а именно выкупа доли ВР консорциумом AAR. Ранее консорциум заявлял, что готов купить половину доли ВР в ТНК-ВР по текущей рыночной цене порядка $10 млрд.
Отношения между акционерами ТНК-ВР ухудшились в прошлом году, когда ВР пыталась создать стратегический альянс с государственной нефтяной компанией «Роснефть». AAR удалось заблокировать эту сделку в судах, доказав, что она нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР. В конце мая Михаил Фридман покинул пост главы ТНК-BP — AAR утратил доверие к BP как партнеру, объясняли источники. После этого консорциум AAR заявил, что готов выкупить долю BP в российско-британском холдинге.