Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

ВСМ приземляет пассажиров

Анализ PwC: высокоскоростная железная дорога лишит авиакомпании 400 млрд рублей выручки

Высокоскоростная железная дорога из Москвы в Екатеринбург лишит авиаперевозчиков 80% пассажиров и более 400 млрд рублей выручки, подсчитали аудиторы PwC. Это одно из самых востребованных внутрироссийских авианаправлений: 4-е по количеству пассажиров. Авиакомпании способны выдержать конкуренцию с железной дорогой, парируют в авиаотрасли, если ВСМ не будет демпинговать по социальным причинам.

Создание высокоскоростной железной дороги на линиях Москва – Екатеринбург и Казань – Самара сократит выручку авиаперевозчиков более чем на 400 млрд рублей в ценах 2010 года, линия перехватывает 79,2% пассажиров. Эти потери, рассчитанные на 30-летний период с момента открытия новой железной дороги, представлены в анализе социально-экономических эффектов от реализации ВСМ в России, который эксперты аудиторской группы PricewaterhouseCoopеr's (PwC) провели для ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания РЖД, разработчик ВСМ).

Высокоскоростная дорога Москва – Екатеринбург способна перехватить до 78% всех пассажиров, следующих традиционным железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом. На линии Казань – Самара перехват составит около 82% общего пассажиропотока и 100% — авиационного, прогнозирует PwC.

Аудиторы рассчитали нулевой сценарий пассажиропотока на обоих маршрутах, начиная с 2018 года (год предполагаемого ввода в эксплуатацию ВСМ). В этом сценарии магистрали не построены, пассажиры используют традиционные виды транспорта.

По нулевому сценарию в течение 30 лет классической железной дорогой на маршруте Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург может быть перевезено 10,6 млн человек (выручка перевозчика составит 206 млрд рублей); авиакомпаниями – 6,7 млн пассажиров (402 млрд рублей); автомобильным транспортом – 5,3 млн человек (72 млрд рублей).

На маршруте Казань – Самара железной дорогой воспользуются 2,6 млн человек (выручка – 33 млрд рублей), воздушный транспорт предпочтут 1,9 млн жителей региона (88 млрд рублей), а пассажиропоток автомобильного транспорта составит 0,9 млн человек (7 млрд рублей).

В случае строительства высокоскоростных магистралей пассажиры традиционных видов транспорта станут основными пользователями ВСМ. Они принесут ВСМ основной объем выручки.

Согласно предварительным расчетам аудиторов PwC, высокоскоростная дорога на линии Москва – Екатеринбург (ВСМ-2) перехватит у обычной железной дороги около 8,7 млн пассажиров, у авиаперевозчиков – 5,3 млн клиентов, а у автомобильного транспорта – 3,5 млн человек. Высокоскоростное движение на ветке Казань – Самара (ВСМ-3), по оценке PwC, потенциально способно перехватить всех пассажиров со всех видов транспорта. В итоге перехваченные пассажиры в объеме перевозок ВСМ составят почти 30 млн человек за 30 лет.

Пассажиры, перешедшие на новый вид транспорта с классической железной дороги, принесут выручку ВСМ по обеим дорогам в размере 356 млрд рублей (аудиторы PwC рассчитывают выручку, основываясь на ценах на услуги ВСМ на уровне существующих цен железной дороги с надбавкой 50% — с такой надбавкой пассажиры готовы оплачивать высокие скорости). На перехваченных пассажирах автотранспорта ВСМ заработает 128 млрд рублей в ценах 2010 года, а авиапассажиры, перешедшие на ВСМ, принесут новой дороге 234 млрд рублей за 30 лет.

Самые значительные потери от появления конкурента в виде высокоскоростной магистрали понесет воздушный транспорт. Если классическая железная дорога лишится выручки в размере 206 млрд рублей, то авиакомпании – 402 млрд рублей.

На направлении Москва – Екатеринбург авиаперевозчики потеряют в целом около 324 млрд рублей, на линии Казань – Самара – 78 млрд рублей.

Москва – Екатеринбург – одно из самых востребованных внутрироссийских направлений для авиаперевозчиков, говорит главный редактор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Это подтверждает пассажиропоток между парами российских городов за 2001–2010 годы: у линии 4-е место по количеству авиапассажиров, уступает только перелетам из Москвы в Петербург, Сочи и Краснодар.

В 2001 году – 322 тыс. человек, в 2005-м – 512 тыс., в 2010-м – 1,022 млн. В Екатеринбург сейчас летают пять крупнейших авиакомпаний России. У «Сибири» до пяти рейсов в день, компания «Уральские авиалинии» выполняет не менее четырех рейсов ежедневно. «На направлении Москва — Екатеринбург загрузка самолета одна из самых больших, — говорят в «Уральских авиалиниях». – Превышает 80%».

Линия Москва – Самара седьмая по напряженности за предыдущее десятилетие: рост с 267 тыс. пассажиров в 2001 году до 723 тыс. пассажиров в 2010 году. Линия Москва – Казань – 18-е место (с 54 тыс. пассажиров до 410 тыс. пассажиров).

Пантелеев не видит в высокоскоростном движении на этом маршруте потенциально сильного конкурента для авиаперевозчиков. «Сапсан» на линии Москва – Петербург продемонстрировал эффективность, говорит эксперт, но статистика авиаперевозчиков показывает: количество рейсов и пассажиров только увеличивается, а для тех пассажиров, которые используют Москву как транзитный пункт, альтернатива в виде железной дороги не имеет большого смысла.

Сейчас авиабилет из Москвы в Екатеринбург можно купить от 5,5 тыс. рублей (перелет составляет 2 часа 15 минут), билет на поезд в купе – от 4,5 тыс. рублей (около 27 часов в дороге). При надбавке в 50% билет на высокоскоростной поезд стоил бы 6,75 тыс. рублей за восемь часов в пути.

Авиакомпании способны выдерживать ценовую конкуренцию, добавляет Пантелеев. «Если проект ВСМ не будет демпинговым, для авиаперевозок угрозы он не представляет на долгие годы, — считает эксперт. – Если же государство признает проект социальным и пойдет на то, чтобы сделать значительные инвестиции с непонятным сроком окупаемости ради инфраструктуры, то такими методами действительно можно будет конкурировать с авиакомпаниями, перехватывая у них пассажиров».

Гендиректор екатеринбургского аэропорта «Кольцово» Евгений Чудновский не видит причин для конкуренции: «Конкурентами для авиатранспорта скорее могут стать короткие «плечи»: Екатеринбург – Казань, Казань – Самара». Но Чудновский вспоминает опыт нижегородского аэропорта: из-за прихода «Сапсана» пассажиропоток на воздушном транспорте здесь упал, но авиакомпаниям удалось возобновить рост. «Город в 400 км от Москвы, конкуренция с наземными видами транспорта громадная. Но «Сапсан» поднял общую мобильность населения, — поясняет Чудновский. – Сейчас мы наблюдаем общий активный рост пассажиропотока».

Новости и материалы
В США заявили, что Киеву нужно было применять ATACMS более осмотрительно
Стоматолог объяснила отсутствие моментального эффекта после отбеливания зубов
Врач рассказала, можно ли носить кроссовки и кеды зимой
Созданы наноалмазы с уникальными квантовыми свойствами
Рябков увидел признаки начала гонки вооружений
Избитого преподавателя колледжа из Липецка уволили из-за неэтичного поведения
Опрос показал, что около половины украинцев верят в наступление мира при Трампе
В Казахстане уточнили данные о взрыве кислородного баллона в упавшем самолете
В Госдуме рассказали, нужно ли заставлять детей учиться в новогодние каникулы
Звезда «Реальных пацанов» сообщил об отъезде из России
В России заявили, что Украина может быть причастна к потоплению Ursa Major
В Госдуме предложили создать программу для сохранения здоровья мужчин
Премьер Дании начала закупать консервы, испугавшись атаки со стороны России
Певица Пинк показала своего повзрослевшего сына, отрастившего волосы ниже плеч
Винер назвала СВО страшной вещью
Члены экипажа потерпевшего крушение сухогруза размещены в испанской гостинице
Рогозин сообщил о смерти комбата с позывным «Сатурн»
Стал известен один из возбудителей выявленной в ДР Конго неизвестной болезни
Все новости