Крупнейший российский акционер ТНК-ВР (владеет 25% компании) Михаил Фридман проводит в Лондоне встречи с институциональными инвесторами в расчете получить поддержку своим планам по приобретению 50% ТНК-ВР у британской ВР. Об этом сообщает в четверг Financial Times со ссылкой на источники.
По данным издания, Фридман предлагает два варианта изменения структуры капитала ТНК-ВР. Первый предполагает выкуп британской доли российскими акционерами (консорциум AAR в составе Alfa Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга).
Согласно второму варианту, AAR продает свою долю BP, причем оплата должна производиться как деньгами, так и акциями ВР.
В AAR отказались комментировать сообщение FT, но ранее представители консорциума неоднократно заявляли, что ТНК-ВР является для них стратегической инвестицией и выходить из капитала компании они не намерены. Глава AAR Стэн Половец заявлял об интересе консорциума к доле ВР, отметив, что паритетная схема владения совместным предприятием себя изжила.
Представители ВР заявляют, что готовы рассмотреть любое предложение по покупке принадлежащих им акций, в том числе и от AAR, если таковое поступит. О готовности продать свою долю в ТНК-ВР, так как появились «признаки интереса» к ее выкупу, британская компания заявила 1 июня. В соответствии с акционерным соглашением, ВР уведомила об этом AAR, не уточнив, однако, кто именно проявил интерес. В четверг от каких-либо дополнительных комментариев в ВР отказались.
Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь» отмечает, что денег на покупку доли ВР у консорциума AAR должно хватить и без привлечения сторонних инвесторов. «Речь может идти о $25–32 млрд, — говорит аналитик. — При этом ТНК-ВР традиционно направляла на дивиденды основную часть своей прибыли, с 2005 года акционеры получили примерно $30 млрд дивидендов, то есть AAR, как владелец 50% компании, получил не менее $15 млрд». Недостаток может быть покрыт за счет средств других активов участников AAR, либо часть пакета может выкупить сама ТНК-ВР, а российские бизнесмены впоследствии приобретут эти акции у нее.
«Но возможно, Фридман хочет разделить риски и привлечь дружественных инвесторов, которые, в случае выкупа пакета ВР, войдут в совет директоров ТНК-ВР», — полагает Вахрамеев.
Еще одним претендентом на пакет ВР считается «Роснефть», которая интересовалась вхождением в капитал ТНК-ВР еще в период «арктической» сделки с британской компанией. В прошлом году «Роснефть» и ВР собирались вместе осваивать арктический шельф России, но вмешательство AAR привело к срыву альянса. Консорциум тогда заявил, что, согласно акционерному соглашению ТНК-ВР, британцы обязаны вести всю свою деятельность в России именно через совместное предприятие.
Ситуацию могла разрешить смена акционеров СП, и «Роснефть» приценивалась к доле AAR. Когда появилось сообщение о том, что ВР готова продать свою долю, рынок начал активно обсуждать участие «Роснефти» в сделке. Но на этой неделе
первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что для государства было бы лучше, если долю ВР выкупят российские акционеры ТНК-ВР.
Тем не менее именно «Роснефть» эксперты считают пока основным претендентом на этот пакет. «Шувалов – это еще не все правительство, — отмечает Вахрамеев. – Кроме того, новый глава «Роснефти» Игорь Сечин сохранил огромное влияние на ТЭК, а политика Сечина заключается в консолидации активов и финансовых потоков – в рамках этой стратегии весьма вероятно, что 50% ТНК-ВР приобретет именно «Роснефть».
Илья Балакирев из UFS Investment Company полагает, что AAR пытается приобрести 100% ТНК-ВР (и привлекает для этого сторонних инвесторов), чтобы усилить свои позиции в будущих переговорах с «Роснефтью». «Госкомпания интересовалась активом, и, если 100% ТНК-ВР будет у AAR, преимущество в переговорах будет на стороне консорциума», — говорит он. В случае же продажи своего пакета в ТНК-ВР, AAR получит более ликвидные акции ВР. «Они достаточно привлекательно смотрятся на текущих уровнях и, вероятно, будут дорожать в долгосрочной перспективе», — отмечает Балакирев.