Верховный суд рассмотрел проект постановления пленума, ограничивающего право банков передавать права на взыскание просроченных долгов коллекторам, не имеющим лицензий.
«При рассмотрении дел по спорам о предоставлении кредитов потребителям банк, иная кредитная организация не вправе передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности», — говорится в проекте документа.
«Сейчас коллекторские агентства не получают лицензии, пока непонятно, как будет организован процесс их выдачи, говорит начальник отдела развития агентства «Лайф» Денис Лазарев.
В консультациях принимал участие глава Роспотребнадзора Генадий Онищенко. Чиновник неоднократно критиковал деятельность коллекторских агентств. В январе, чтобы ограничить их деятельность, Онищенко предлагал принять закон о банкротстве физических лиц и установление предела ответственности граждан по неисполненным обязательствам. Прошлым летом Минэкономразвития также представляло законопроект о взыскании просроченной задолженности «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», регламентирующий деятельность коллекторских агентств.
«Но необходимость принятия закона о коллекторской деятельности не кажется столь очевидной, как это пытаются представить коллекторы, фактически разработчики», — подчеркивал тогда Онищенко, добавляя, что для принудительного взыскания задолженности существуют судебные приставы.
«На заемщика накладываются заведомо спорные штрафные санкции: получается, что тело кредита выплачивается, а штрафные санкции передаются коллекторам. Это приводит к образованию у граждан несоразмерных задолженностей», — утверждал глава Роспотребнадзора.
«Сейчас коллекторских агентств сотни, но в законодательстве до сих пор нет определения «коллекторская деятельность», — поддержал председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков.
По его словам принятие постановление предназначено, чтобы обязать банки передать право требования другим банкам. «То есть кредитному учреждению, которое обладает лицензией на свою деятельность», — подчеркивает председатель ОЗПП.
«У коллекторов поле для деятельности сохранится. Они смогут заниматься взысканием долгов юридических лиц», — отмечает Аншаков.
Каждый должен заниматься своим делом, спорит руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм-банка Егор Шкерин: «Задача банков — правильно оценивать риск, поэтому разделение между банками и коллекторскими агентствами целесообразно».
Он также отмечает, что лицензирование может снизить конкуренцию на рынке коллекторских агентств. «Сейчас их достаточно, чтобы выбрать лучшую компанию. Но лицензирование может привести к тому, что на рынке останется несколько крупных компаний, которые могут воспользоваться таким положением для извлечения дополнительной прибыли», — беспокоится Шкерин.
Более жесткое регулирование позволит вытеснить с рынка некомпетентные агентства», — не согласен Лазарев.
Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин напоминает, что в России практика взыскания долгов коллекторами изначально была агрессивной и граждане начали жаловаться на ночные звонки, угрозы родственникам и сообщения о кредиторской задолженности работодателям.
За кредитом потребители обращаются к банку, который является регулируемой организацией. А чтобы взыскать долги, банк обращается к обществу с ограниченной ответственностью, которое никак не регулируется, отмечает эксперт.
По его словам, если проект постановления пленума будет одобрен, взысканием задолженностей будут заниматься специальные банковские отделы. Это подразумевает дополнительные расходы и издержки на поддержание деятельности таких подразделений.
«Если сейчас банки платят коллекторам определенный процент от взыскиваемой суммы, то в будущем им придется направлять фиксированные средства на выплату зарплаты сотрудникам, которые будут заниматься взысканием», — полагает юрист. Так, если долг по кредиту составляет 100 тысяч рублей, а за взыскание этой сумму коллектору можно предложить 10% от суммы — 10 тысяч рублей, то в будущем банкам нужно будет оплачивать работу сотрудников, зарплата будет намного выше этой суммы. «Это приведет к росту расходов банка и удорожанию кредитов», — считает Зеленин.