Узбекские прокуратура и налоговая служба подозревают дочернюю компанию «Мобильных телесистем» «Уздунробита» в хищении имущества и уклонении от уплаты налогов. Оператора, работающего под брендом «МТС-Узбекистан», в течение трех месяцев проверяли на предмет нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, сказал источник «Интерфакса».
Выявлены «нецелевое использование денежных средств, расхищение имущества, а также противоправные схемы по обналичиванию средств и уклонению от налогообложения», — объяснил источник в правоохранительных органах Узбекистана.
По его словам, глава подразделения МТС в Узбекистане Бехзод Ахмедов не появляется на работе, а его местоположение следствию неизвестно.
В пресс-службе государственного налогового комитета Узбекистана и МВД Узбекистана оперативно получить комментарии не удалось. Представитель ГУВД Ташкента был недоступен для комментариев.
В пресс-службе МТС сообщили, что выясняют ситуацию с «Уздунробита», отказавшись от дальнейших комментариев. С офисом «Уздунробита» оперативно связаться не удалось.
«Дочка» российской компании — первый оператор сотовой связи в Узбекистане. Она была основана в 1991 году, а в августе 2004-го вошла в состав МТС. Под брендом «МТС-Узбекистан» компания работает с 2006 года.
По данным местного издания UzMetronom, президент МТС Андрей Дубовсков направил обращение в генпрокуратуру Узбекистана, в котором сообщил, что головной компании «известны факты недобросовестного управления, введения в заблуждение, нецелевого использования средств и расхищения имущества» со стороны Ахмедова и других менеджеров.
«В результате деяний этих лиц компания оказалась втянута в сомнительные и противоправные схемы» что, может негативно отразиться на имидже и репутации нашей компании, отметил Дубовсков.
МТС готовы сотрудничать со следствием и обещают «в кратчайшие сроки» подать запрос в Интерпол, «учитывая расположение головного офиса мультинациональной компании МТС».
По данным UzMetronom, Ахмедов, члены его семьи и ближайшие родственники по линии матери покинули Узбекистан.
По словам аналитика «Открытия» Александра Венграновича, доход от деятельности МТС в Узбекистане в 2011 году составил $441 млн, EBITDA (прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации) — $231,5 млн. «Это около 3,5% от общей выручки-EBITDA компании», — подсчитал эксперт.
В ходе следствия могут вскрыться убытки компании в Узбекистане из-за мошенничества, не исключает он. «Но, скорее всего, силы правоохранительных органов будут направлены на преследование действующего менеджмента компании, — говорит Венгранович. — Не думаю, что работа МТС в Узбекистане будет остановлена и у компании отберут лицензию, как это было в Туркменистане».
Проблемы «Уздунробита» — второй негативный опыт МТС в странах Содружества Независимых Государств. В конце 2010 года министерство связи Туркменистана приостановило лицензии местной «дочки» российского оператора Barash Communications Technologies. Позже туркменское министерство связи отозвало лицензию окончательно, объяснив решение прекращением срока действия пятилетнего договора с МТС, по которому компания отчисляла властям часть доходов от местных операций. Договориться о возобновлении бизнеса в Туркмении МТС удалось 2 мая 2012 года.
Эксперт iKS Consulting Максим Савватин согласен, что санкций в отношении деятельности компании в Узбекистане не будет: «Нарушения больше касаются финансовой деятельности».