Россия и Израиль ведут переговоры по совместному созданию беспилотного летательного аппарата, заявил в среду вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия 24». «Наша цель — попытаться убедить их (израильского партнера. — «Газета.Ru») выйти на технологическое взаимодействие и создать продукт, который будет использован и у них, и у нас, и продаваться в третьи страны — вот эта цель, которую мы должны достичь», — сказал вице-премьер.
Российские военные в последние годы купили у Израиля несколько ограниченных партий беспилотников самолетного типа. Контракты предусматривали передачу технологий, хотя речь идет о технологиях предыдущего поколения беспилотных систем.
Глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов не исключал создания совместного предприятия по производству беспилотных систем с Israel Airspace Industry (IAI), но удалось договориться только об организации сборочного производства.
Партнером IAI по этой тематике является «Оборонпром», входящий в «Ростехнологии». В 2012 году на Уральском заводе гражданской авиации началась сборка беспилотников двух типов по технологии IAI. Собранные в России комплексы получили другие названия: беспилотник BirdEye 400 назван «Застава», комплекс Searcher MkII — «Форпост».
Расширению военно-технического сотрудничества Израиля и России по беспилотной тематике препятствует политика, говорит источник в отрасли. Израиль опасается, что Россия может продавать израильские системы в страны ближневосточного региона — в частности, Сирию и Иран.
Нет у Израиля и веских экономических причин для разработки совместного с Россией беспилотного комплекса, полагает главный редактор интернет-портала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов. По его словам, Израиль является одним из мировых лидеров в области беспилотной техники и вряд ли нуждается в России как в партнере для поставки беспилотников в третьи страны.
Но Россия предлагает IAI принять участие в создании беспилотника вертолетного типа, говорит источник, близкий к холдингу «Вертолеты России».
Российское Минобороны выбрало «Вертолеты России» (входит в состав «Оборонпрома») основным разработчиком беспилотников вертолетного типа. В рамках гособоронзаказа финансируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по трем проектам — беспилотник малой дальности массой 300 кг; беспилотник взлетной массой 700 кг; тяжелый беспилотный вертолет — ударный или транспортный. Объем бюджетных средств, выделенных на эти работы, неизвестен. Ранее источники «Газеты.Ru» в отрасли говорили о 5 млрд рублей, но «цифра на самом деле значительно меньше», утверждает сейчас источник в холдинге.
«Израиль умеет делать беспилотные системы, Россия — вертолеты, — поясняет источник. — Мы заинтересованы друг в друге». По его данным, прорабатывается вариант создания СП по этой теме между IAI и «Вертолетами России».
В Израиле нет развитой вертолетной научной школы, признает Федутинов. «Некоторое время назад местными предприятиями промышленности анонсировались проекты небольших беспилотных вертолетов, но никакой информации об их реальном применении какими-либо эксплуатантами до сих пор нет», — говорит эксперт. В то же время в линейке «Вертолетов России» нет малоразмерных вертолетов, на базе которых возможно создание беспилотных аппаратов, как это делалось, к примеру, в США, добавляет он. Например, дрон Firescout компании Northrop Grumman создан на базе легкого вертолета Schweizer 330/333, а компания Boeing создает Little Bird на основе легкого пилотируемого вертолета семейства MD 500, пояснил эксперт.
Готовые платформы для беспилотных проектов уже есть, настаивает источник в вертолетной промышленности, не раскрывая деталей.
Сейчас израильская IAI ведет испытания беспилотных систем на вертолете Bell 212 американской компании Bell Helicopter Textron.
Предварительные тесты в начале года показали, что преобразование пилотируемого вертолета в беспилотный вариант принципиально возможно. Но специалисты столкнулись с проблемой посадки машины в неподготовленной для этого местности. В конце мая в IAI пояснили, что дальнейшие работы требуют «значительных инвестиций» и будут зависеть от того, найдется ли заказчик под эту программу.
«Оборонпром» и «Вертолеты России» отказались от комментариев.