«Башнефть-Полюс», совместное предприятие «Башнефти» и «ЛУКойла», подала иск против Роснедр. Компания обратилась в московский арбитраж с требованием признать недействительным приказ ведомства об отзыве лицензии на месторождения имени Требса и Титова, оператором которых выступала «Башнефть-Полюс». Предварительное судебное заседание назначено на 28 июня.
В материалах арбитража указано, что «Башнефти-Полюсу» отказано в ходатайстве о приостановлении действия указа Роснедр. Компания просила сделать это в качестве обеспечительной меры.
Месторождения имени Требса и Титова располагаются в Тимано-Печорской нефтеносной провинции. Их запасы оцениваются в 230 млн тонн условного топлива, в том числе 142,3 млн тонн нефти («Титов» — 63,4 млн тонн, «Требс» — 78,9 млн тонн) — около 1 млрд баррелей. В конце 2010 года лицензию на их разработку получила «Башнефть». Позднее 25% в проекте «Требс и Титов» приобрел «ЛУКойл», заплатив за пакет 4,7 млрд рублей. Затем было создано совместное предприятие «Башнефть-Полюс», которому и передали лицензию. Но 18 мая Роснедра отозвали лицензию. Такое решение было принято в связи с иском миноритарного акционера «Башнефти» Светланы Проскуряковой.
В этом иске миноритарий выражает сомнения, что на момент переоформления лицензии СП соответствовало требованиям законодательства, которые предъявляются к недропользователю. Речь идет о том, что по условиям лицензионного соглашения не менее 42% нефти, добываемой на месторождениях Требса и Титова, должны перерабатываться на российских заводах.
Предполагалось, что нефть будет перерабатываться на предприятиях уфимской группы, принадлежащих «Башнефти». Но «Башнефть-Полюс» формально необходимых мощностей не имеет.
В марте Юрий Трутнев (тогда глава Минприроды) отметил, что в процессе переоформления лицензии недропользователи «немного поторопились» и «достаточно небрежно поработали над подготовкой документов», так как в результате оказалось, что новый владелец лицензионного соглашения не отвечает его требованиям. По его словам, претензии также возникли к Роснедрам, которые «умудрились провести государственную перерегистрацию, не проверив все требования, которые предъявлялись к участникам конкурса».
Трутнев уже тогда сказал, что «Башнефть-Полюс» может потерять лицензию и в этом случае она вернется к «Башнефти».
Главы «Башнефти» и «ЛУКойла» Александр Корсик и Вагит Алекперов ранее направили письмо на имя Владимира Путина, занимавшего в то время пост премьер-министра. В письме они просили «рассмотреть возможность продолжения проекта в нынешнем виде и в случае положительного решения уточнить формулировки лицензионного соглашения, сохранив их суть и устранив неоднозначность».
Компании отказались уточнять подробности своей просьбы, однако источник, знакомый с ситуацией рассказал «Газете.Ru», что речь шла именно о проблеме перерабатывающих мощностей. «По факту акционеры «Башнефти-Полюса» необходимыми мощностями располагают, — напомнил источник. — Один из вариантов: «Башнефть» может предоставить отдельное гарантийное письмо, в котором обязуется перерабатывать добытую нефть на своих предприятиях».
Как заявили в среду «Газете.Ru» в «ЛУКойле», компания поддерживает позицию «Башнефти-Полюса». «Мы по-прежнему настаиваем на том, что у нас есть все необходимые мощности, и рассчитываем на возврат лицензии», — сказал представитель «ЛУКойла». В «Башнефти» говорят, что без сотрудничества с «ЛУКойлом» проект разработки «Требса» и «Титова» будет отложен на несколько лет, а это экономически невыгодно для компаний и государства. «По нашим оценкам, государство потеряет около 100 млрд рублей налоговых поступлений, — заявил представитель «Башнефти». — В связи с этим мы считаем, что лицензия должна быть возвращена «Башнефти-Полюсу». По этому вопросу мы взаимодействуем с властями на самых разных уровнях».
Роснедра не ответилина запрос «Газеты.Ru». По словам эксперта юридического бюро «Вегас Лекс» Юлии Тормаговой, в данном случае ни у одной из сторон нет явного юридического преимущества. «Если лицензия была отозвана, значит, Роснедра сочли формальные основания достаточными, — отмечает юрист. — Но позиции истца усиливает тот факт, что и сами Роснедра, по словам Трутнева, при переоформлении лицензии упустили ряд моментов».