В новой версии браузера Mozilla Firefox сменится предустановленный поисковик. Вместо «Яндекса», установленного ранее, российские пользователи четырнадцатой версии браузера по умолчанию будут пользоваться Google.
Бета-версия новой версии Firefox может появиться в конце следующей недели. Пользователи по-прежнему смогут сменить поисковик, в том числе и на «Яндекс», но для этого потребуются изменения в настройках. Помимо нынешней версии Firefox поиск «Яндекса» остается предустановленном только в браузерах Opera.
В Google пока не комментируют партнерство с Firefox. В «Яндексе» подтвердили, что знают о решении владельцев браузера. «Mozilla проинформировала нас несколько дней назад. Вероятно, их решение связано с заключенным в конце прошлого года глобальным трехлетним контрактом с Google», — считают в российской компании, отмечая, что поисковик продолжит сотрудничество с Mozilla и будет распространять свою сборку Firefox.
«В краткосрочной перспективе это может оказать некоторое давление на долю поисковых запросов «Яндекса» в России», — комментирует Анастасия Обухова из «ВТБ Капитала», но «маловероятно, что влияние будет существенным».
«Хотя в мае на долю Mozilla Firefox пришлась почти четверть всех пользователей браузеров в мире, в России его доля сократилась до 16,7% против 21,4% в 2011 году», — отмечает она.
Нынешняя версия Firefox является четвертым по популярности браузером среди российских пользователей: по данным Liveinternet за май, его доля рынка составляла 9%. В тройку лидеров за этот же период входят Google Chrome (20,6%), Opera 11 (16,4%) и Opera Mini (13,3%).
Cнижение доли «Яндекса» на рынке поисковиков начало происходить в прошлом году, когда корпорация Google сделала невозможным установку в браузере Chrome любого поисковика «по умолчанию», кроме собственного. В результате, по данным Liveinternet за месяц (август — сентябрь 2011-го) доля российского поисковика снизилась с 63% до 61,4%.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова считает, что пользователи, которые привыкли осуществлять поиск через «Яндекс», поменяют настройки. «Поэтому оттока аудитории не будет, компания сохранит умеренный рост количества пользователей», — отмечает эксперт.
Но «часть инертных поисков перетечет в Google», добавляет она, оценивая негативный эффект максимум в 1% от доли российского поисковика.
В «Яндексе» считают, что потеря Firefox не окажет существенного влияния на поисковую долю компании, но оценивают возможный ущерб выше: «Так как наличие предустановленного поиска в браузере не является единственным и главным источником влияния на рыночную долю поиска, снижение может составить до 1,5% в течение нескольких месяцев».