Комитет по собственности Госдумы предложил отнести интернет-ресурсы, месячная аудитория которых превышает 20 млн пользователей, к стратегическим предприятиям.
Стратегический статус ограничивает возможности иностранных инвесторов, в том числе офшоров, собственниками которых выступают граждане России, по вхождению в капитал компаний.
«Если доля компании принадлежит офшору, необходимо раскрыть структуру собственности, чтобы доказать, что владелец из России. В случае нарушения закона сделки считаются непризнанными и компании грозят санкции», — объясняет партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
Покупка пакета акций, размер которого превышает 10%, а также вывод бумаг на зарубежные биржи требуют согласования правительственной комиссии по иностранным инвестициям под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Также положительное заключение по сделкам должна выдать Федеральная антимонопольная служба: максимальный срок рассмотрения заявки от инвесторов составляет 44 дня. Кроме того, инвестиционный контракт должны одобрить Федеральная служба безопасности (относительно угрозы национальной безопасности) и Министерство обороны (относительно угрозы, создаваемой предполагаемой сделкой для обороны страны), объяснял ранее Тимоти Стаббс, партнер российского офиса Salans.
Сейчас сделки иностранных инвесторов с интернет-компаниями тоже изучают спецслужбы, но в основном по вопросам использования криптографии.
Предложение отнести интернет-компании к стратегической сфере содержатся в проекте закона «О внесении изменений в закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
«Государству интересно иметь доступ к большому количеству людей. Важно и обеспечить их безопасность», — говорит источник на интернет-рынке.
Помимо интернет-ресурсов комитет по собственности предлагает установить стратегический статус для типографий, печатных изданий, а также для теле- и радиовещателей.
Депутаты предлагают определять стратегический статус предприятия, исходя из социальной значимости оказываемых услуг. Под социально значимой интернет-услугой авторы инициативы предлагают понимать поиск информации в интернете, отправку электронной почты, загрузку, хранение и просмотр видео- и аудиофайлов в интернете и т. д.
Не менее 50% от общего числа услуг должно быть оказано по запросам, поступившим с территории России, указано в материалах Госдумы.
В случае одобрения поправок, к стратегическим будут относиться интернет-ресурсы с ежемесячной аудиторией более 20 млн посетителей за период не менее шести месяцев подряд.
По данным на апрель, в число стратегических компаний попали бы порталы «Яндекс», российский Google и Mail.ru, популярные социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», медиахолдинг РБК с сервисом QiP.ru. В российском офисе Google, Mail.ru и «Яндексе«от комментариев отказались.
«Если законопроект призван обеспечить контроль государства в крупных интернет-компаниях, то смысл его непонятен, — говорит источник в отрасли. — Уже сейчас используются инструменты контроля, в частности «золотые акции».
«Возможно, существует страх, что в будущем крупных интернет-компаний станет больше, контроль над ними может уйти за границу, и государство хочет защититься, — говорит он. — Но пока статистика роста количества таких компаний пессимистична».