Паритетная схема владения ТНК-ВР изжила себя, заявил в интервью телеканалу Russia Today глава консорциума AAR Стэн Половец. По его словам, инвестгруппа готова выкупить долю BP или обменять ее на акции британской компании. Сейчас инвестгруппа AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) владеет 50% российско-британского СП ТНК-BP, остальные 50% — у BP.
«Акционеры AAR по-прежнему хотят принимать активное участие в мировом бизнесе и инвестициях. Останемся ли мы при этом акционерами ТНК-BP при условии возможности выкупить контрольный пакет акций или же мы станем крупными акционерами BP, это мы готовы обсуждать с нашими партнерами по BP. Но одно ясно: подход 50 на 50 исчерпал себя, и пора пересмотреть структуру собственности», — отметил топ-менеджер.
«AAR готова выкупить долю BP в ТНК-BP. Как альтернативный вариант, мы готовы не продать свою долю в ТНК-BP, а обменять эти акции на акции BP. Таким образом, AAR стала бы акционером BP», — пояснил Половец.
Капитализация BP в среду составляет около $119 млрд. Инвесторы из AAR в 2011 году оценивали долю в капитале ТНК-ВР в $35 млрд. Сергей Вахрамеев из ИФК «Метрополь» считает, что оценка бизнеса ТНК-ВР со стороны AAR с 2011 года не изменилась.
Соответственно, инвестконсорциум мог бы претендовать на 29% акций британской корпорации.
Накануне три источника «Газеты.Ru» говорили о другой конфигурации возможной сделки — с участием государственной «Роснефти». «После прихода Игоря Ивановича (Сечина. — «Газета.Ru») в компании будет много присоединений, поглощений и компания будет расти. В ближайшее время продолжатся переговоры по сделке ТНК-BP и «Роснефти», и она будет закрыта», — говорил источник, близкий к госкомпании. Такой вариант возможен, сказал и источник, близкий к ТНК-ВР. По данным консультанта, работающего в нефтегазовом секторе, «Роснефть» и BP обсуждают возможность возобновления сотрудничества.
В начале 2011 года компании планировали обмен активами и совместную разработку российского арктического шельфа. Но против сделки выступил AAR, доказав в суде, что акционерное соглашение ТНК-ВР предполагает реализацию всех нефтегазовых проектов BP в России через российско-британское СП.
Основным противником альянса был совладелец и управляющий директор ТНК-ВР Михаил Фридман, но после его ухода с поста главы компании сделка «Роснефти» и ВР в формате стратегического партнерства может состояться, если госконцерн выкупит долю ААR в российско-британском СП, утверждает источник в отрасли.
«Эта информация является неверной, — заявляет Половец. — Никаких обсуждений по этому поводу не ведется, и на самом деле компания «Роснефть» четко дала понять, что не так заинтересована в ТНК-BP, как в прочих приоритетных направлениях, включающих освоение Арктики и дальнейшее расширение на международном рынке».
ВР вела исследовательские работы на шельфе с 2006 года. Но ее место в совместном с «Роснефтью» проекте разработки Карского моря уже заняла американская ExxonMobil. Также к разработке российского шельфа совместно с госкомпанией присоединились итальянская Eni и норвежская Statoil, получившие по 33,3% в проектах в Баренцевом и Охотском морях.
В настоящее время у «Роснефти» остаются Пахтусовская и Адмиралтейская структуры в Баренцевом море, а также участки Магадан-2 и Магадан-3 в Охотском море.
«Шельф фактически поделен, так что остается только обмен акциями, — говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов. — Не думаю, что «Роснефть» на него пойдет из-за снижения стоимости бумаг». Во вторник 9,5-процентный пакет акций российской компании стоит $6,36 млрд, 5% BP по текущим котировкам оцениваются в $5,95 млрд.
Связаться с представителем «Роснефти» не удалось, а в ВР комментировать ситуацию отказались.
«Не секрет, что в России со временем мы найдем другие пути для движения вперед», — говорил в мае председатель совета директор BP Карл-Хендрик Сванберг.