Контролировать соблюдение прав предпринимателей в рамках программы по улучшению инвестиционного климата в России будет первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман.
Чиновник принимал непосредственное участие в деле ЮКОСа, осложнившем отношения международных инвесторов с российскими властями: в 2004 году в должности начальника управления Минюста входил в аукционную комиссию, организовавшую продажу «Юганскнефтегаза» тверской фирме «Байкалфинансгрупп». Акционеры обанкроченного ЮКОСа, среди которых были западные пенсионные фонды, расценили сделку как кражу активов.
Пост первого заместителя генпрокурора Буксман занимает с 2006 года. В новом статусе он будет курировать работу спецуправления по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В него войдут два подразделения — по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и по надзору за законностью проверок бизнеса. Спецструктура будет включена в состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры.
Аналогичные по функциям подразделения созданы в российских регионах.
«Кардинальная перестройка в системе органов прокуратуры и организации надзора за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей вызвана важностью поставленных президентом задач по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению его гарантированной защиты», — объявила в пятницу Марина Гриднева, официальный представитель Генпрокуратуры.
Юристов удивили формулировки. «Не меняются ни полномочия прокуратуры, ни ее задачи, однако теперь объявлен ответственный за их реализацию. Сегодняшняя новость оставляет некоторое впечатление, что руководство страны признало, что последние 20 лет эти основные функция выполнялись прокуратурой не полностью. Эффективность принятого решения будет зависеть от возможности обеспечить постоянный и беспрепятственный доступ к защите и ответственному за нее лицу», — заметил Михаил Малиновский, партнер Legal Capital.
Ввести институт уполномоченного по правам предпринимателей предлагал Владимир Путин, когда в должности премьер-министра рассказывал о ста шагах, которые необходимо предпринять, чтобы России поднялась со 120-го на 20-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business от Всемирного банка.
Инициативу обсуждали с бизнесменами в рамках рабочей группы при «открытом правительстве» Дмитрия Медведева.
В первых вариантах концепции инвестиционного омбудсмена уполномоченный по правам предпринимателей описывался как чиновник, независимый от правительства, с небольшим аппаратом.
Утверждать его должен был президент по представлению совета по конкуренции. Предполагалось, что уполномоченный будет иметь право приостанавливать неэффективные и необоснованные меры регулирующего воздействия на 45 дней и, если регулирующий орган не сможет обосновать целесообразность этой меры, отменять ее. «Он сможет быстро реагировать на неправовые действия в отношении отдельных предпринимателей, влиять не только на правила игры, но и на конкретные ситуации, спасать предпринимателей, пока у них не отняли бизнес», — пояснял ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев, участвовавший в консультациях.
Источники, знакомые с ходом обсуждения, называли кандидатами на этот пост главу «Опоры России» Сергея Борисова. Сам он накануне предположил, что пост уполномоченного мог бы занять президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
Но Медведев предложил альтернативу: «У нас есть прокуратура, которая уже всеми этими полномочиями наделена».
«Может, нам пойти по другому пути — создать фигуру специального прокурора, — отметил тогдашний президент. — Нужно взвесить, насколько институт их вмешательства действен. У меня нет уверенности, что это будет так. А как ни крути, но прокурор есть прокурор. У него есть различные меры административного воздействия, прокурорского реагирования». Медведев напомнил, что иногда «уполномоченных и по правам человека, и по правам ребенка просто посылают».
Накануне Путин встречался с общественными организациями предпринимателей и предложил утвердить оба предложения — сформировать и подразделение по защите бизнеса в органах прокуратуры, и общественный институт инвестиционного омбудсмена. «Просто одна должность омбудсмена лучше, чем ничего, но, видимо, она будет не очень эффективной, так как у этого человека не будет в руках никаких инструментов воздействия, кроме как жаловаться в вышестоящие инстанции, — пояснил президент. — Поэтому идея заключается в том, чтобы реализовать и ту и другую идею. То есть и в прокуратуре создать типа структуры, которая бы профессионально занималась этим видом деятельности, и должность омбудсмена создать, чтобы была прямая коммуникация между этими структурами — государственной и общественной».
Гриднева заметила, что прокуроры будут «максимально использовать свои полномочия для восстановления законности».
Отношение бизнес-структур к наделению прокуратуры полномочиями по контролю за соблюдением прав предпринимателей изначально было настороженным.
Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовал оценку состояния предпринимательского климата в 2006—2011 годах. Самыми коррумпированными респонденты РСПП назвали именно правоохранительные органы. На них указали более 50% участников опроса.
«В нормальном, цивилизованном обществе назначение омбудсмена из прокуратуры — это хороший шаг, такой человек имеет большой опыт, он сможет защищать права инвесторов. В России прокуратура — это орган обвинения, репрессивный орган», — заметил Андрей Мовчан, управляющий партнер «Третьего Рима».
«Права людей должны защищать законы, а не люди, — пояснил свою мысль инвестор. — Мы живем не в пещерном обществе, где нужен самец, который бы указывал суду, как защищать права граждан. Для улучшения инвестиционного климата нужно рассматривать инвестиционные дела в арбитражных коммерческих судах».
«Было бы смешно, если бы не было грустно, сетует научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Всякое бывает с людьми. И те, кто выступали в поддержку одних идей, могут менять свою позицию. Думаю, что он только выполнял поручения (в деле ЮКОСа. — «Газета.Ru»). Он более других прокуроров проявлял связь с жизненной реальностью, хотя бы говорил об этом. Но я бы предпочёл, чтобы омбудсменом стал другой человек, который известен своими убеждениями другого свойства. Посмотрим, сможет ли Буксман повысить уровень доверия инвесторов к власти, но боюсь, что нет».