Европа готова пересмотреть планы по введению системы торговли квотами на выбросы углекислого газа для авиакомпаний. Об этом заявил на Форуме гражданской авиации в Китае глава директората по воздушному транспорту Еврокомиссии Мэттью Болдуин. В ответ Евросоюз рассчитывает на поддержку Пекина в переговорах по глобальному соглашению по СО2, пояснил чиновник.
ЕС включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 года. Компании, летающие в Евросоюз, должны начать закупать квоты весной 2013 года.
Пока 85% квот распределяются между компаниями бесплатно, 15% необходимо покупать на бирже. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. До 2020 года объем бесплатных квот будет сокращен до 82%. Так Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов.
Против европейской системы выступили авиационные власти практически всех стран, не входящих в Евросоюз. Наиболее категоричную позицию демонстрируют Китай и Индия. Власти этих стран официально запретили компаниям покупать квоты на европейской бирже, а в марте европейский консорциум Airbus сообщил, что Пекин заблокирован заказ государственных авиакомпаний на покупку лайнеров общей стоимостью $12 млрд. Европейский концерн заявил, что ждет «аналогичных мер возмездия» еще минимум от 25 стран.
В мае Еврокомиссия представила ежегодный обзор по соблюдению законодательства о системе торговли квотами. Согласно документу, компании, совершающие значительное количество рейсов в/из аэропортов Евросоюза, предоставили сведения о выбросах СО2 за 2011 год вовремя — к 31 апреля. Исключением стали 10 авиакомпаний — восемь из Китая и две из Индии. Если перевозчики не передадут эти данные до середины июня, ЕС может оштрафовать их, сообщила еврокомиссар по климату Кони Хедегард. «Решение будут принимать страны — члены ЕС», — пояснила она. Штраф составит 100 евро за каждую тонну СО2.
Глава управления гражданской авиации КНР Ли Цзясян уже заявил, что никаких данных от китайских авиаперевозчиков Еврокомиссия не получит, несмотря на угрозы.
«Воздушный транспорт — часть глобальной экономики. И любые региональные политики не должны стоять на пути развития мировой экономики», — подтвердил Ли позицию Пекина в кулуарах форума.
В споре вокруг квот Пекин имеет серьезное преимущество, утверждает China Daily. Компании из КНР обеспечивают перелеты в Европу для азиатских туристов. «Любая попытка воздействия на китайских перевозчиков повредит индустрии туризма Евросоюза, в то время как континент борется с долговым кризисом и высоким уровнем безработицы», — поясняет китайское государственное издание.
Ранее Китай объявил о новом национальном плане по сокращению выбросов СО2 авиацией. Управление гражданской авиации с 2007 года инвестировало почти $100 млн в модернизацию авиационной отрасли, напомнил Ли Цзясян; идет оптимизация управления воздушным движением, китайские компании закупают новые самолеты.
«Мы бы хотели видеть более активную роль Китая в глобальных переговорах, — цитирует Болдуина AP. — Если Международная организация гражданской авиации (ICAO) найдет общее решение, ЕС готов внести поправки в директиву по ETS». Представитель Еврокомиссии добавил, что ICAO уже рассматривает четыре «рыночных механизма» по сокращению выбросов СО2 авиакомпаниями, но раскрывать их не стал.
На форуме в Пекине помощник министра транспорта США по авиации и международным вопросам Сюзан Курланд заявила, что США также продолжают настаивать на пересмотре планов ЕС в отношении авиации.
Российские авиационные власти неоднократно декларировали, что готовы к жестким ответным действиям, но сейчас заняли выжидательную позицию.
Законопроект, запрещающий российским перевозчикам покупать квоты на европейской бирже, разрабатывается и может быть внесен в Госдуму до конца июня, сообщал зимой замминистра транспорта Валерий Окулов по итогам международной конференции в Москве. Документ за пределы Минтранса пока не вышел.
Руководитель группы по вопросам изменения климата Комитета РСПП Михаил Юлкин считает, что у российских властей нет необходимости в резких действиях. «Европейские правила торговли выбросами разрешают закрывать свои обязательства углеродными единицами от киотских проектов, зарегистрированных до конца 2012 года, — приводит пояснения Юлкина РИА «Новости». — Это правило действует примерно до конца марта 2015 года. За 2014 год еще можно отчитаться единицами».
По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), введение в действие ETS обойдется авиакомпаниям мира примерно в 900 млн евро за год.
По прогнозам «Аэрофлота», расходы компании на квоты за 2012 год могут составить 40 млн евро. Суммарно до 2025 года на квоты «Аэрофлот» должен будет затратить 800 млн евро. Оценки расходов на квоты крупнейшего российского грузового авиаперевозчика — группы «Волга-Днепр» — примерно $3—5 млн в год.