Японский производитель бытовой техники и электроники Panasonic Corporation по итогам завершившегося 31 марта 2011—2012 финансового года получил 772,2 млрд иен ($9,68 млрд) чистого убытка против чистой прибыли в 74 млн иен ($927 млн) годом ранее, сообщила компания 11 мая. Это крупнейший убыток за всю историю компании, которая существует 77 лет.
Объемы продаж Panasonic за год снизились на 10% — с 8,7 трлн иен ($109,6 млрд) до 7,8 трлн иен ($97,78 млрд), в том числе на иностранных рынках на 12% — до 3,7 трлн иен.
«В 2012 финансовом году условия ведения бизнеса в Японии и за рубежом ухудшились в связи с рядом факторов, в числе которых нехватка электроснабжения из-за землетрясения в Японии, нарушение цепочки поставок из-за наводнения в Таиланде, европейский кризис, а также укрепление иены», — объясняют в компании.
На результатах отразились и значительные затраты на реструктуризацию, в том числе на программу сокращения 17 тысяч рабочих мест. Тем не менее количество сотрудников Panasonic после сокращений составило около 350 тысяч человек — это в три раза больше, чем у Samsung, и в два раза больше, чем у Sony.
Значительные убытки Panasonic принесло производство телевизоров. Продажи аудио- и видеоаппаратуры в прошлом финансовом году сократились на 21%, до 1,713 трлн иен, операционный убыток подразделения составил 67,8 млрд иен. В прошлом году Panasonic продал 17,5 млн телевизоров с плоским экраном, а в этом году ожидает снижения продаж до 15,5 млн.
Снижение спроса на телевизоры ставит под удар ключевой бизнес Panasonic: компания активно развивает производство плазменных панелей и широкоформатных экранов. Чтобы поддержать телевизионный бизнес, Panasonic продал японский завод по производству LCD-телевизоров и планирует расширить линейку моделей с большим экраном, так как на этом рынке конкуренция менее жесткая.
Японская корпорация Sony накануне также объявила о рекордных убытках, связанных со слабой экономикой США и Европы, а также природными катастрофами.
За год Sony получила 456,7 млрд иен ($5,7 млрд) убытков (в прошлом году — 259,6 млрд иен, или $3,26 млрд). Объем продаж сократился на 9,6%, до 6,49 трлн иен ($79,1 млрд). Продажи телевизоров упали на 30%, до 840 млрд иен, смартфонов и мобильных устройств — почти на 13%, на 722,3 млрд иен.
В текущем финансовом году Sony планирует восстановить рентабельность за счет развития производства фотоаппаратов, игровой продукции и смартфонов. В Sony ждут прибыли в 30 млрд иен ($376 млн) и рост объемов продаж на уровне 14% (7,4 трлн иен, или $92 млрд). Panasonic также намерен вернуться на прибыльный уровень, заработав 50 млрд иен ($626 млн) и увеличив продажи до 8,1 трлн иен.
Но оптимистичные прогнозы производителей электроники не успокоили инвесторов. В день публикации финансовых результатов стоимость бумаг Sony на Токийской бирже упала на 6,7%, до 1132 иены, зафиксировав самый низкий показатель за 31 год.
Капитализация Sony составила 1,218 трлн иен. Цена акций Panasonic снизились на 1,55%, до 570 иен за 1 штуку, капитализация компании составила 1,420 трлн иен.
Компании не должны быть «слишком оптимистичны» в своих прогнозах, считает ведущий экономист SMBC Friend Research Center Хироши Сакаи. «Японские производители электроники надеются показать рост после тяжелого года, но, смогут ли они достичь этого, зависит от того, каким образом они перестроят свой ключевой бизнес, — цитирует его AFP. — Они должны отказаться от убыточных подразделений, сосредоточиться на прибыльных и перестроить всю структуру организации бизнеса».
Одной лишь реструктуризации недостаточно, еще более категоричен исполнительный директор Fukoku Capital Management Юуки Сакураи. «Чтобы обеспечить себе рост в будущем, компании должны разрабатывать уникальные продукты. Но на сегодняшний день я не вижу ни одной компании в Японии, которая могла бы это делать», — цитирует его Bloomberg.
«Было время, когда именно японские производители телевизоров вытесняли зарубежных конкурентов своими инновациями, но теперь пришло время взять первенство Южной Корее», — констатирует независимый эксперт Осаму Катаяма.
Японские высокотехнологичные корпорации не раз жаловались на жесткую конкуренцию со стороны китайских и южнокорейских компаний. Так, за три месяца 2012 года южнокорейский производитель телевизоров LG удвоил операционную прибыль подразделения по выпуску телевизоров до 217 млрд вон ($189,007 млн), рентабельность увеличилась с 2% до 4,1%. В Samsung данные по объемам продаж телевизоров не раскрывают.
«Раньше, если вы хотели приобрести надежный телевизор, то ориентировались на Sharp, Panasonic или Sony, но из-за высокого роста качества и доступности южнокорейских и китайских производителей ситуация начала меняться»,
— объясняет старший директор и глава азиатско-тихоокеанского подразделения Fitch Ratings Стив Дурос. «Инвесторы не будут покупать акции компаний, у которых, по их мнению, нет будущего, — цитирует Bloomberg Ешихиро Окумуру из Chiba-Gin Asset Management. — Ни Sony, ни Panasonic не показали, как могут восстановить показатели по производству телевизоров».