К освоению российских шельфовых ресурсов могут быть допущены и частные компании. «Я уже просил членов правительства подумать над тем, как с большим эффектом приглашать в эти проекты и использовать возможности чисто российских компаний, — заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании, посвященном стимулированию освоения российского континентального шельфа. — Конечно, эти компании должны будут работать на известных условиях, и не только с тем, чтобы торговать своим правом участия в этих проектах, а привлекать необходимые финансовые ресурсы и технологии». По действующему законодательству к работе на шельфе допущены только компании, доля государства в капитале которых превышает 50%, имеющие опыт шельфовых работ не менее пяти лет, то есть «Газпром» и «Роснефть». Путин рассчитывает, что партнерами российских компаний выступят крупнейшие мировые корпорации.
Накануне совещания нефтяники направили председателю правительства письмо, где просили расширить число разработчиков шельфа. Письмо подписали глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов, исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и президент «Башнефти» Александр Корсик. Ограничение доступа может оказать негативное влияние на реализацию госпрограммы разведки континентального шельфа, разработанную Минприроды, объясняли они. Министерство ранее подсчитало, что
если шельф будут разрабатывать только «Роснефть» и «Газпром», освоение займет у них не менее 165 лет.
«В целях повышения степени и качества геолого-геофизической изученности континентального шельфа, расширенного воспроизводства ресурсной базы, реализации проектов по разведке и добыче углеводородного сырья, формирования развитой инфраструктуры просим вас рассмотреть вопрос о расширении состава пользователей недр континентального шельфа за счет российских компаний, ограниченных в таком праве в настоящее время», — цитирует «Прайм» письмо нефтяников.
«Мы надеемся, что консолидированное обращение сыграет свою роль и в законодательство будут внесены соответствующие изменения, позволяющие работать на шельфе и компаниям, в которых у государства нет 50-процентной доли», — заявили «Газете.Ru» в «ЛУКойле». Связаться с представителями «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» не удалось, в ТНК-ВР от комментариев отказались.
О том, что доступ к шельфу необходимо расширить, Путин впервые заявил в феврале этого года. В марте глава Минэнерго Сергей Шматко заявлял, что этот вопрос надо решать после определения налоговой политики для шельфовых проектов.
В четверг Путин перечислил соответствующие меры. Для наиболее сложных проектов в Арктике НДПИ может быть снижен до 5%, и для всех проектов, независимо от уровня сложности, предлагается обнулить налог на имущество и НДС по уникальному импортному оборудованию, аналогов которого в России не производится. «Такие условия целесообразно сделать неизменными в течение длительного времени, — заявил премьер. — Такие условия не должны меняться в течение 15 лет с начала промышленной добычи».
Также Путин отметил, что для новых шельфовых проектов необходимо полностью отменить экспортную пошлину. На какой срок — премьер не уточнил.
Реализация шельфовых проектов в условиях действия этих льгот позволит в течение 30 лет привлечь около $500 млрд прямых инвестиций в нефтегазовый сектор и еще около $300 млрд в смежные отрасли, надеется глава правительства.
Эксперты сомневаются, что действие нулевой экспортной пошлины будет столь же продолжительным, как льготы по НДПИ. «Как о новых шельфовых проектах сейчас можно предметно говорить только о Штокмановском месторождении — по остальным есть только планы, но нет конкретных цифр, — говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — И только на отмене экспортной пошлины компании, разрабатывающие «Штокман» («Газпрому» принадлежит 51% в проекте, французской Total — 25%, норвежской Statoil — 24%), смогут в год сэкономить $8,5 млрд. Таким образом, проект окупится за несколько лет (инвестиции в «Штокман», по разным оценкам, могут составить от $30 млрд до $50 млрд)». По подсчетам эксперта,
в общей сложности налоговые послабления, перечисленные Путиным, позволят экономить акционерам «Штокмана» по меньшей мере $10 млрд в год.
Запасы арктического шельфа пока точно оценить невозможно. «По одним оценкам, ресурсы шельфа Арктики сопоставимы с континентальными — около 20 млрд баррелей нефтяного эквивалента, — рассказывает аналитик ИК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. — Однако все это ресурсы категории D-1, коэффициент их перевода в доказанные запасы — 6,5%».
«Роснефть» в своей презентации к несостоявшейся сделке с ВР только запасы трех участков в Карском море оценивала в 35,8 млрд баррелей нефти и 10,3 трлн кубометров газа. «Если к этим цифрам применить коэффициент 6,5%, то на пике добычи только эти месторождения могут давать в год около 100 млн тонн нефти — одна пятая всей российской нефтедобычи, примерно столько в общей сложности добывает в год «Роснефть» на сегодня», — говорит Вахрамеев.
Участие независимых компаний может значительно ускорить освоение шельфа, но пока российские частные компании не готовы к работе в Арктике, считают эксперты. Письмо российских нефтяников Путину вызвано тем, что скоро Москву должны посетить представители ExxonMobil для подписания соглашения по разработке арктического шельфа с «Роснефтью», говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Роснефть» выбрала Exxon в качестве партнера после провала сделки с ВР. «Естественно, российские компании задают Путину вопрос: почему Exxon можно, а им нет?» — говорит Танкаев.
Единственным вероятным кандидатом на допуск является «ЛУКойл», считает Вахрамеев, да и то лишь в альянсе с кем-то из крупных иностранных компаний, имеющих опыт работы суверенных водах.
«ЛУКойл» считает, что готов к работе в условиях Крайнего Севера. «Определенный опыт у нас уже есть, правда, не в добыче, а в транспортировке нефти», — говорят в компании. Варандейский терминал, принадлежащий «ЛУКойлу», внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире. Кроме того, «ЛУКойл» разрабатывает месторождение имени Кочрагина на шельфе Каспийского моря.
Масштабное освоение шельфа угрожает арктической экосистеме, считают эксперты. «Только на сегодняшний день, прямо сейчас, в разгаре две аварии на шельфовых проектах — на платформе Total в Северном море и у Chevron в 120 км от Рио-де-Жанейро.
А в целом счет таких аварий за всю мировую практику подводного бурения идет на сотни», — напоминает Танкаев. А экосистема Арктики гораздо более уязвима, чем, например, Мексиканского залива, где весной 2010 года произошел один из самых крупных в истории разливов нефти, добавляет эксперт. «На данный момент единственная возможная шельфовая деятельность — это разработка технологий для безопасной добычи», — подытоживает эксперт.