Минтранс предлагает поддержать внутренние авиаперевозки за счет введения сбора на международные. С соответствующей инициативой ведомство обратилось в Минфин, сообщили «Газете.Ru» в министерстве.
Российские авиакомпании могут снизить цену на перелеты внутри страны не менее чем на 7,6%, считают в Минтрансе. Такой эффект может быть достигнут за счет обнуления ставки НДС. Но это означает снижение поступлений в бюджет. По оценкам экспертов, он недополучит около 32 млрд рублей ежегодно.
По действующему налоговому законодательству компенсировать выпадающие доходы бюджета «в полном объеме и в краткосрочном периоде не представляется возможным», признают в министерстве. Решение проблемы в Минтрансе видят в перераспределении налоговой нагрузки: сбор на международные перелеты, компенсирующий отмену ставки НДС на внутренние перевозки, — возможный вариант поддержки авиасообщения внутри страны.
Сбор должен затронуть все перевозки за рубеж «из национальных аэропортов на все коммерческие рейсы независимо от национальной принадлежности авиаперевозчика», предлагают в министерстве.
Министерство ссылается на международную практику. «В частности, в Великобритании вместо налога на добавленную стоимость (VAT) применяется налог с авиапассажира (APD), — поясняют в министерстве. — Он взимается с пассажиров всех коммерческих авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы из аэропортов Великобритании, с учетом класса и пункта назначения рейса, за исключением рейсов в ряд городов, находящихся на территории Великобритании».
Минфин пока не обнародовал позицию по этому предложению. В ведомстве «Газете.Ru» не смогли оперативно сообщить, когда она будет сформирована.
Свой взгляд на обнуление ставок НДС для внутренних авиаперевозок уже высказали в Министерстве экономического развития. На совещании, состоявшемся в ведомстве по инициативе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), представители МЭР были скептичны: авиакомпании вряд ли смогут гарантировать взаимосвязь между отменой НДС и снижением тарифов, а идея выборочной отмены НДС непопулярна в принципе, так как подобные требования могут предъявить и другие отрасли. Наиболее приемлемым на данный момент вариантом господдержки внутренних авиалиний в МЭР видят субсидирование, сообщила АЭВТ по итогам совещания.
«Многие авиакомпании и так перекладывают расходы с внутренних линий на международные: летают внутри страны в убыток, отбиваясь на перевозках за рубеж,
— говорит главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт.Ru» Олег Пантелеев. — Если заставить их делиться с теми, кто летает на внутренних линиях, это вызовет объективный протест». «Все, что перекладывается на авиакомпанию, автоматически перекладывается на пассажира», — добавляет он.
По примерным расчетам, проведенным «Газетой.Ru», для покрытия расходов бюджета по субсидированию внутренних перевозок с каждого пассажира, вылетающего из России за границу, уже в этом году пришлось бы взимать по 150 рублей дополнительно.
Если же на пассажира полностью перенести доход бюджета, выпадающий после обнуления ставки НДС, то цена авиабилета за рубеж вырастает более чем на 1 тыс. рублей.
При этом эксперты сомневаются, что билеты на внутренних рейсах значительно подешевеют. «Если авиакомпания становится неплательщиком НДС, это не значит, что цена билета автоматически падает. Налог на добавленную стоимость, произведенную непосредственно авиакомпанией, в стоимости билета относительно небольшая величина, — говорит гендиректор Airport Investments Сергей Детенышев. — Основную долю занимает добавленная стоимость, произведенная поставщиками товаров и услуг. И непонятно, будут ли поставщики услуг так же освобождены от уплаты НДС». Реализовать механизм перераспределения налогового бремени с одного вида перевозок на другой и добиться таким способом снижения цены билета — задача трудновыполнимая, считает эксперт.
Придумать легитимный механизм установления каких бы то ни было сборов при выполнении международных полетов довольно сложно, соглашается Пантелеев. Тем более распространить этот механизм не только на российские, но и зарубежные компании.
«И если стимулировать внутренние перевозки — это социальная функция государства, то почему это должны оплачивать какая-либо категория пассажиров?»
— недоумевает он. «Развитие транспортной доступности — задача любого развитого государства, — напоминает источник в одной из крупных авиакомпаний. — Региональные перевозки субсидируются во многих странах, так как есть маршруты и авиаработы, которые априори не могут быть рентабельными. Но увязывать их с международными перевозками — не самая распространенная и удачная практика».