Компания Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника оспорила законность контракта корпорации «Русал» с трейдинговой группой Glencore в Международном коммерческом арбитраже Лондона (London Court of International Arbitration, LCIA). Порядок разрешения споров через LCIA прописан в акционерном соглашении «Русала».
По мнению истцов, долгосрочное трейдинговое соглашение с Glencore на поставку алюминия и глинозема объемом $47 млрд было заключено с нарушением корпоративных процедур, в частности, в Sual считают, что было нарушено их право ветировать контракт. Инвестгруппе Вексельберга и Блаватника принадлежит 15,8% акций «Русала», крупнейшего производителя алюминия в России.
Спорный контракт был подписан в ноябре прошлого года с одобрения совета директоров «Русала», соглашение предусматривает продажу 80% алюминия через партнерскую трейдерскую структуру.
Трейдер Glencorе через фирму Amokenga Holdings владеет 8,75% «Русала». Истцы обвиняют трейдерскую группу в сговоре со структурами предпринимателя Олега Дерипаски, которому через холдинг En+ принадлежат 47,41% акций алюминиевой компании.
По данным источника Reuters, ответчиками в споре с Sual выступают «Русал», Glencore, Дерипаска и его холдинг En+. В «Русале» отказались от комментариев, как и пресс-секретарь Glencore Саймон Берк.
Источник, близкий к одному из акционеров алюминиевой компании, говорит, что спор, «по сути, касается акционеров, поэтому привлечение «Русала» не имеет должных правовых оснований: «Русал» действовал согласно решениям своих органов управления и соблюдал юридические соглашения, стороной которых он является».
Обращение в коммерческий арбитраж Лондона продолжило противостояние структур Вексельберга с Дерипаской. Поздним вечером 12 марта корпоративный скандал стал публичным: Вексельберг объявил об уходе с поста председателя совета директоров «Русала». Он констатировал, что компания находится в «глубоком кризисе», вызванном действиями менеджмента, в результате которых «Русал» превратился из мирового лидера алюминиевой промышленности» в компанию, «перегруженную долгами, вовлеченную в большое количество юридических тяжб и социальных конфликтов».
«Русал» в ответ заявил, что вопрос о смене председателя назрел в связи с тем, что Вексельберг «уже больше года фактически перестал выполнять свои функции председателя совета директоров».
Споры между владельцами «Русала» начались после того, как компания приобрела блокирующий пакет ГМК «Норникель». Совладелец ГМК фонд Владимира Потанина «Интеррос», а также сам «Норникель» неоднократно предлагали «Русалу» продать его долю. Дерипаска отвечал отказом, называя пакет ГМК «стратегической инвестицией» и продолжая бороться за контроль над оперативной деятельностью ГМК с «Интерросом». В марте прошлого года «Русал» в очередной раз отклонил оферту ГМК: за 20% акций комбината ему предлагали $12,8 млрд.
Sual предлагал принять оферту. По мнению Вексельберга, это позволило бы «Русалу» рассчитаться с долгами, которые превышают $11 млрд, и начать выплату дивидендов. В последний раз они выплачивались по итогам первого полугодия 2008 года.
Продажа спорного пакета действительно дала бы возможность расплатиться с кредиторами и инвестировать в новые активы, а рост котировок «Русала» составил бы 20—30%, подсчитывал ранее Кирилл Чуйко из UBS.
Источники, близкие к одному из акционеров «Русала», ранее утверждали, что альтернативным вариантом для структур Вексельберга и Блаватника является продажа доли в алюминиевой компании. Источник в окружении Вексельберга не подтверждал намерение продать акции «Русала».
Бумаги Glencore в Лондоне поднялись на 5,75%, до 411,8 фунта стерлингов, акции «Русала» в Гонконге на последней торговой сессии снизились на 0,9%, до 5,76 гонконгского доллара (7,79 гонконгского доллара — $1).