Проект «Сахалин-2» впервые с момента своего запуска начал приносить государству прибыль от добывающей деятельности. Как сообщил в пятницу оператор проекта, компания Sakhalin Energy, начиная с марта Россия будет ежемесячно получать свою долю.
«Сахалин-2» реализуется на условиях СРП (соглашение о разделе продукции). Это особый вид договора, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке и на ведение связанных с этим работ. Инвестор, в свою очередь, обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. В рамках СРП инвестор получает часть добытых ресурсов, доля определяется соглашением в каждом конкретном случае.
Собственно раздел продукции начинается после того, как инвестор возместит все свои затраты по проекту.
Как сообщает Sakhalin Energy, общая сумма возмещенных затрат по «Сахалину-2» с 1995 года составила $24,5 млрд. Она включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта.
Российское государство за это время получало с компании только налоги и роялти — в общей сложности около $3 млрд.
«Раздел продукции начался раньше запланированного (предполагалось, что он начнется ориентировочно в 2014 году. — «Газета.Ru»), — заявил главный исполнительный директор Sakhalin Energy Андрей Галаев. — Это не только следствие благоприятной конъюнктуры рынка, но и, в первую очередь, результат усилий компании и её сотрудников по оптимизации производства при постоянной поддержке наших акционеров».
«В 2012 году, по прогнозам компании, при цене на нефть в $100 за баррель российская сторона СРП получит (без учёта роялти и налога на прибыль) около $0,5 млрд в виде доли прибыльной продукции», — сообщает оператор. До конца реализации проекта Россия, по оценкам Sakhalin Energy, получит еще более $100 млрд.
Проект планируется завершить примерно в начале 40-х годов,
рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский. «Но технологии не стоят на месте, за 30 лет вполне может появиться что-то, что позволит разрабатывать те ресурсы, разработка которых при сегодняшнем технологическом уровне невозможна. Так что проект может просуществовать и дольше», — добавил он.
Несмотря на заявление Sakhalin Energy о более раннем, чем предполагалось, начале раздела продукции, он мог бы произойти еще раньше. Все дело в смете проекта. Чем больше смета (то есть фактически затраты акционеров), тем позже происходит возмещение инвестором потраченных средств и тем позже начинается собственно раздел продукции.
«С момента начала проекта его смета в общей сложности выросла почти в два раза»,
— напоминает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но выигрыш государства от самого факта существования сахалинского проекта перевешивает потери от недополучения средств, добавляет он. «Российские компании в 90-х годах вообще не хотели вкладываться в разработку «Сахалина», — напоминает Симонов. — Зато теперь там ведется активная добыча нефти и газа и построен единственный в России завод СПГ». А это дало возможность вовремя выйти на азиатские рынки, которые растут фантастическими темпами.