Военно-воздушные силы нескольких стран Южной Америки рассматривают возможность покупки учебно-тренировочных самолетов Як-130. На выставке Fidae-2012 в Сантьяго (Чили) корпорация «Иркут» провела переговоры, в частности, с главкомами ВВС Аргентины, Боливии, Парагвая и Уругвая, сообщил вице-президент по маркетингу и внешним связям «Иркута» Владимир Саутов.
В декабре 2011 года Минобороны России подписало контракт на поставку ВВС 55 Як-130 до 2015 года.
Интерес к Як-130 проявляет Чили. К 2013 году чилийское минобороны рассчитывает закупить партию учебно-тренировочных самолетов для замены 12 устаревших A-36T «Халкон». Объем заказа — от 12 до 16 самолетов. Среди возможных вариантов рассматриваются итальянский М-346 и корейский T-50.
Итальянский самолет (изначально в его разработке принимало участие КБ Яковлева) еще год назад считался наиболее вероятным победителем будущего тендера. Но из-за задержек с реализацией проекта М-346 чилийские военные перешли к активному изучению российского предложения — Як-130.
Чили является одним из наиболее перспективных рынков вооружений в Латинской Америке.
С учетом роста экономики страны расходы на закупку вооружений в период до 2015 года существенно возрастают, говорят эксперты. По данным Центра анализа стратегий и технологий, пакет заказов на середину 2011 года предусматривал по периоду 2011—2014 годов импорт Чили ударных вертолетов на общую сумму в $250 млн, беспилотных самолетов — на $240 млн, многофункциональных истребителей — на $165 млн.
До сих пор Россия не входила в число стран, экспортирующих вооружения в Чили. Два года назад Рособоронэкспорт был готов подписать контакт с минобороны Чили на поставку вертолетов Ми-17, но из-за разрушительного землетрясения в стране деньги на российские вертолеты выделены не были. Сейчас переговоры возобновлены, подтвердил «Газете.Ru» начальник департамента анализа и перспективного планирования Рособоронэкспорта Сергей Свечников. «По уровню чилийских делегаций, посещающих российскую экспозицию на Fidae-2012, можно судить и о высоком интересе к самолету Як-130», — сказал он.
«Всем, конечно, хочется испытать в полете», — добавляет представитель «Иркута» Владимир Саутов. Летом 2012 года Як-130 впервые примет участие в летной программе Международного авиакосмического салона в Фарнборо, сообщил он, отвечая на вопрос «Газеты.Ru». В 2013 году Як-130 появится и на других крупных авиасалонах, в том числе в Дубае и Сингапуре.
Еще одна машина, продвигаемая российскими производителями на латиноамериканском рынке, — многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35.
«По этому самолету есть заинтересованность у Бразилии, — сообщил «Газете.Ru» первый заместитель гендиректора компании «Сухой» Борис Брегман. — Но надо понимать, что такую технику, как истребители, покупают не каждый день, идет обсуждение». Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин не исключил, что самолет может возобновить участие в бразильском тендере FX-2.
Изначально к участию в конкурсе по поставке 36 самолетов к 2015 году помимо Су-35 были допущены три самолета: Rafale производства французской компании Dassault, американский F/А-18E/F Super Hornet от Boeing и шведский JAS 39 Gripen производства Saab. Фаворитами тендера считались Rafale и более дешевый и простой в эксплуатации Gripen. Но весной 2011 года тендер был приостановлен из-за нехватки средств.
«Официальной информации о завершении этого тендера мы не имеем. Не знаем, закончился ли он, продолжается ли и кто является его победителем. Пока четкой информации нет. Если будет продолжение в виде нового тендера либо его возобновление, мы готовы сотрудничать с бразильским партнером», — заявил Фомин.
По Су-35 начались консультации и с Аргентиной, добавил Борис Брегман. Интерес к машине проявляет Венесуэла.