Российское правительство предоставило Штокмановскому газовому проекту налоговые льготы. «Вы знаете, мы приняли ряд решений по налогообложению непосредственно на федеральном уровне и на региональном, мурманские власти тоже приняли соответствующие решения, которые создают хорошие условия для реализации проекта по «Штокману», — заявил в пятницу избранный президент Владимир Путин в ходе встречи с главами французской Total Кристофом де Маржери и норвежской Statoil Хельге Лундом (эти компании владеют 25% и 24% в проекте разработки оного из крпнейших газоконденсатных месторождений в мире, 51% принадлежит «Газпрому»).
О каких именно налоговых решениях идет речь, Путин не уточнил. В «Газпроме» этот вопрос комментировать отказались. Акционеры «Штокмана» просили отменить экспортную пошлину для газа с этого месторождения и обнулить или снизить для него налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Неделю назад замглавы Минфина Сергей Шаталов говорил, что министерство пока не может определиться по вопросу предоставления «Штокману» налоговых льгот, так как данных о проекте, предоставленных акционерами, недостаточно. А министр энергетики Сергей Шматко ранее говорил, что решения о льготах для «Штокмана» могут быть приняты правительством лишь после получения технико-экономического обоснования проекта. В четверг Шматко заявил, что к началу апреля, как декларировалось, правительство не успевает принять решение по налоговым стимулам для работы на шельфе. «Но, совершенно однозначно, будем рассматривать возможность предоставления соответствующих налоговых льгот для работы по этим проектам», — сказал министр. По его словам, необходимо сформулировать общие принципы для работы на континентальном шельфе:
«Такие принципы могут быть зафиксированы в виде ранжирования в зависимости от сложности проектов, одно дело — добыча в Карском море, в Баренцевом море или в Каспийском море, например. И второе — это попытаться определить необходимые нормы рентабельности проектов».
В четверг акционеры «Штокмана» должны были принять инвестиционное решение по проекту, но оно было отложено до 1 июля.
«Акционеры уверены, что работа над техническими и экономическими показателями проекта может быть продолжена, в связи с чем было принято решение сконцентрировать усилия на оптимизации проекта и развитии диалога с органами власти РФ», — говорилось в сообщении Shtokman Development AG (оператор проекта).
Отраслевые эксперты считают, что задержка инвестрешения связана с неопределенностью по вопросу льгот. По словам аналитиков, без налоговых послаблений «Газпром» откажется от проекта: себестоимость добычи 1 тыс. кубометров газа на шельфе Баренцева моря составляет около $50, что более чем в два раза превышает затраты на добычу аналогичных объемов на материке. В таких условиях рентабельность «Штокмана», если проекту не будут предоставлены льготы, окажется минимальной или отрицательной.
Сергей Вахрамеев из «Метрополя» полагает, что если будут отменены НДПИ и экспортная пошлина, чистая приведенная стоимость (NPV) проекта (сумма, которую инвестор ожидает получить после того, как окупятся первые инвестиции), по приблизительной оценке, будет составлять около $20 млрд. Без льгот — около $10 млрд.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что российские власти наконец осознали: «Штокман» близок к провалу. «Без льгот проект теряет для иностранных инвесторов привлекательность, в частности, из него может выйти Total, тем более что у нее есть альтернатива — совместный с «Новатэком» проект «Ямал-СПГ», который уже получил нулевой НДПИ, — комментирует эксперт. — А «Штокман» для российской газовой отрасли важен с точки зрения привлекательности для нерезидентов. На Западе очень внимательно следят за проектом».
Но глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что предоставление льгот для «Штокмана» экономически нецелесообразно. «В экспорте России есть сильный перекос в сторону нефти и газа, — указывает эксперт. — Увеличение экспорта углеводородов за счёт снижения налогов — это самый невыгодный для страны вариант».
Заявление Путина о налоговых льготах совпало с увольнением Александра Манделя, гендиректора «Газпром добыча шельф» (единый оператор шельфовых проектов «Газпрома», владеет лицензией на Штокмановское месторождение). Об этом пишет «Интерфакс», ссылаясь на источники в отрасли. С 2000-го по 2007 год Мандель возглавлял «Газфлот», затем, после краткого пребывания на пенсии, занял пост гендиректора «Газпром добыча шельф».
Не исключено, что уход Манделя связан с пересмотром концепции Штокмановского проекта, считают аналитики. «По неофициальной информации, акцент на СПГ-составляющую в проекте будет делаться в ходе первой фазы реализации, трубопроводную часть в первую фазу не включат, — рассказывает Симонов. — А Мандель, несмотря на свой огромный опыт, — представитель советской школы газодобычи, которая сжиженным газом не занималась».
Команда Манделя разрабатывала проект освоения Штокмановского месторождения, который предлагался в качестве альтернативы схеме, представленной Total.
Французские инвесторы предлагали обрабатывать газ на материке, транспортируя его от месторождения по подводному газопроводу. «Газпром добыча шельф» указывала, что транспортировка по дну неочищенного газа на большое расстояние может привести к закупориванию трубы, и предлагала частично проводить обработку в море, на специальной платформе.
После длительных споров был выбран вариант Total.