ТНК-ВР намерена развивать электрогенерацию и планирует привлечь для этого партнеров. По словам главы департамента внешнего энергоснабжения и развития компании Константина Константинова, обсуждается партнерство с «Интер РАО ЕЭС», «Технопромэкспортом» (наряду с производством электроэнергии занимается модернизацией и реконструкцией энергетических мощностей) и группой «Сумма» (структура «Суммы» «Глобалэлектросервис» оказывает инжиниринговые услуги по строительству и эксплуатации энергетических объектов).
Программа развития электрогенерации ТНК-ВР предполагает ввод в строй новых мощностей совокупным объемом в 1,5 тысячи МВт.
Объем затрат на электрогенерацию до 2020 года оценивается в сумму от $1,2 млрд до $3 млрд — в зависимости от вариантов развития ситуации в отрасли и принятия решений регулятором.
Как отметил исполнительный вице-президент ТНК-ВР по газу и энергоснабжению Михаил Слободин, партнер будет определен в течение одного-двух лет. Представители компаний — потенциальных партнеров в среду были недоступны для комментариев.
ТНК-ВР готова предоставить будущему партнеру 75% в совместном предприятии, чтобы в дальнейшем закупать у него электроэнергию для собственных нужд. По словам Слободина, общий объем потребления электроэнергии компанией составляет 14 млрд кВт•ч в год (ТНК-ВР занимает 1,4% в энерго-балансе России), из них 80% приходится на разведку и добычу нефти. Ежегодно на закупку электроэнергии ТНК-ВР тратит около $1,2 млрд.
В последние четыре года именно электроэнергия является самой быстро растущей статьей расходов в балансе компании, отмечает Слободин. За этот период затраты на нее выросли в 2,7 раза.
Об этом же говорят и другие нефтяные компании. «Проблема с электроэнергией одна — увеличивающиеся каждый год тарифы, — говорят в «ЛУКойле». — А добыча и переработка нефти — очень энергоемкий бизнес». Выход из ситуации — строительство нефтяниками собственных электростанций рядом с месторождениями. «Таким образом решаются сразу две проблемы: компания получает дешевую электроэнергию, а также утилизирует попутный газ, получаемый при добыче нефти», — поясняет представитель «ЛУКойла».
Базовый сценарий роста тарифов естественных монополий, представленный Минэкономразвития, предполагает увеличение цены на электроэнергию в 2012 году на 10—11%, в 2013 году — на 7—10%, в 2014 году — на 9—11%; сетевого тарифа — на 4—6%, 4—6,5% и 4—6,5% соответственно.
«Помимо потенциальной экономии на электроэнергии и утилизации ПНГ существует еще один важный момент — собственно обеспеченность электроэнергией, — комментирует аналитик Номос-банка Денис Борисов. —
В ближайшие годы в Западной Сибири ожидается рост энергопотребления в связи с ростом обводненности месторождений (насыщенность пород подземными водами затрудняет добычу нефти). Электроэнергии потребуется больше, и здесь весьма пригодятся новые мощности».
По словам Борисова, затраты на электроэнергию составляют 15—20% от общих затрат на добычу. Аналитик ФГ БКС Ирина Филатова подсчитала, что в зависимости от нагрузки мощностей новых энергоактивов ТНК-ВР они в совокупности смогут выдавать от 7,2 млрд кВт•час в год при нагрузке 55% (именно такова она в среднем у российских энергетических предприятий) до 10,5 млрд кВт•час в год при максимальной нагрузке в 80%.
«Если эти предприятия не будут подключены к единой системе энергоснабжения, ТНК-ВР не придется оплачивать транспортировку электроэнергии, — говорит Филатова. — В этом случае конечная цена электроэнергии составит примерно половину существующего конечного тарифа».
Новые мощности ТНК-ВР хочет расположить в Верхнечонске, Увате, Нягани, Оренбурге, на Ямале и в ХМАО — поблизости от своих добывающих активов. То есть подключаться к единой системе компании, скорее всего, не придется.
При максимальной нагрузке мощностей и неподключении к ЕСЭ ТНК-ВР, исходя из текущих затрат компании на электричество, сможет сэкономить на электроэнергии около $450 млн в год.