— Москва собирается активно привлекать иностранные инвестиции, меняя их структуру (в 2011 году из 120 млрд руб. инвестиций лишь 4 млрд руб. составили прямые инвестиции). Какие варианты сотрудничества с иностранными инвесторами интересны городу?
— Нас очень интересует транспортная инфраструктура. Мы надеемся, что, когда у нас будет в полном объеме готова проектная документация, мы будем привлекать инвесторов к строительству метро, транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Мы хотим максимальное количество участков выставить на торги, и, конечно, вместе с ТПУ. В этом направлении мы могли бы сотрудничать с иностранцами.
Плюс у нас большой интерес к строительству платных дорог на концессионных условиях. По мере подготовки проектов будем предлагать нашим и зарубежным инвесторам принять в этом участие.
— За то время, что вы руководите московским стройкомплексом, вам удалось изменить систему взаимодействия с инвесторами?
— Система есть, она сохранена. Другое дело, что заработал механизм ГЗК (градостроительно-земельная комиссия), из-за которого пришлось пересмотреть ряд вопросов сотрудничества. Скорее всего, не всем инвесторам нравилась работа ГЗК, но я хочу сказать, что основная цель работы комиссии — это сохранение, привлечение и приумножение инвестиций.
Главная проблема транспортная. Если город не будет обеспечен транспортной инфраструктурой, невозможно будет повысить его инвестиционную привлекательность.
На ГЗК мы как раз занимаемся анализом влияния предлагаемых инвестиционных проектов на транспортную ситуацию, обозначаем приоритеты города.
— Когда закончится пересмотр инвестконтрактов?
— Это процесс живой, в основном все имеющиеся контракты рассмотрены, и идет работа по новым проектам. В Москве достаточно землепользователей, у которых большие участки, и они хотят развивать эти территории. Поэтому стоит задача поиска компромисса между потребностями арендаторов земель и городом.
— Город планирует включать строительные активы в приватизационную программу?
— У города фактически нет строительных активов.
— Нет строительных компаний, акции которых принадлежат городу?
— Это копейки. У нас нет крупных строительных активов. Все реализовано в соответствии с ранее принятыми решениями.
— Как Москва планирует решать проблему концентрации активности — инвестиционной и потребительской — в центре города?
— Будем работать так, чтобы возникали новые центры деловой, общественной и политической активности, в том числе на присоединенных территориях. Второе —
реализуем проекты застройки промзон таким образом, чтобы там было не только жилье, но и места приложения рабочей силы, отдыха. Такие микрорайоны, которые будут удовлетворять потребности как работающих там, так и проживающих.
— У вас уже есть проект решения о расположении международного финансового и административного центров на территории новой Москвы?
— Пока такого понимания нет. Мы ждем, когда будет готова концепция развития московской агломерации. Получив ее, на практике будем смотреть, где, что и как строить.
— После утверждения проекта сколько нужно времени, чтобы построить по нему город?
— Все зависит от объема инвестиций и от того, как быстро этот процесс двигать, но основные объемы застройки можно выполнить в течение десяти лет.
— Какие промзоны в ближайшее время будут объявлены объектами творческого конкурса? По аналогии с конкурсом на разработку территории ЗИЛа и концепции развития московской агломерации?
— Такие конкурсы мы проводим при принятии решений по особо важным объектам. В остальном это обычный рабочий вопрос Москомархитектуры, НИПИ генплана. Наша задача — определить, что мы на этих территориях готовы строить. А дальше будем привлекать инвесторов. Сейчас город разрабатывает концепцию строительства объектов по каждой промзоне.
— Какие промзоны город считает особенно важными?
— ЗИЛ, территория «Москвича» и вокруг него, «Большое Сити». По ним придется необходимо проводить конкурсы по концепции застройки.
— А «Красный Октябрь»? Вам нравится, как сейчас выглядит эта территория?
— В отношении территории «Красного Октября» фактически все определено. Если сравнивать с первоначальными планами инвесторов то, безусловно, технико-экономические показатели значительно уменьшены. В рамках этих показателей будут готовиться, предлагаться на утверждение города архитектурные решения. Там же в основном остаются здания-памятники, глобальной перестройки не планируется. Пока к этой территории неоднозначное отношение. Местами приличные здания, но идешь, и попадаются сараи и ангары. Не совсем удобная транспортная и пешеходная доступность. Если повысить комфортность этого микрорайона, он станет более привлекательным.
— Вам в Москве комфортно жить?
— Мне нравится жить в Москве, но с точки зрения транспорта некомфортно.
— Есть любимый район?
— Мне нравится район Воробьевых гор, ряд улиц в центре — Волхонка, Знаменка, Колымажный переулок. В Москве много хороших мест.