Рабочая группа по развитию железнодорожных высокоскоростных магистралей (ВСМ) подготовила два варианта государственного финансирования проекта по строительству новой дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на материалы группы.
Протяженность новой дороги из Москвы в Петербург составит 660 км, время в пути — 2,5 часа, максимальная скорость движения — до 400 км/ч. Строительство планируется начать в 2013 году, а к 2018-му, накануне чемпионату мира по футболу, завершить.
Первый вариант предполагает, что государство и инвестор финансируют строительство в равных долях. Суммарные расходы при таком варианте оцениваются в 1,384 трлн рублей (примерно $47 млрд). Из бюджета с учетом подготовки проекта должно быть выделено 592,8 млрд рублей (в том числе на строительство — 505,6 млрд руб.), а выплаты компании-концессионеру при эксплуатации с 2018-го до 2032 года составят 791,1 млрд руб.
По схеме реализации проекта компания — победитель торгов на заключение концессии должна будет спроектировать, построить и обслуживать магистраль в течение жизненного цикла — 30 лет.
Второй вариант предусматривает выделение на строительство до 70% необходимых средств из бюджета (795 млрд руб., в том числе на строительство — 707,9 млрд руб.), а выплаты концессионеру при эксплуатации в 2018—2027 годах составят 260,2 млрд руб. Суммарные расходы оцениваются в 1,055 трлн руб.
Рабочая группа намерена рекомендовать правительству первый вариант — с равным финансированием. Этот вариант дороже, но учитывает возможности бюджета и ситуацию на финансовых рынках, аргументируют разработчики схемы финансирования.
Бюджет на 2012 год сверстан исходя из доходов в 11,78 трлн рублей и расходов в 12,66 трлн рублей с дефицитом в 876,59 млрд рублей, или 1,5% ВВП. Доходы государства на 2013 и 2014 годы прогнозируются на уровне 12,71 трлн рублей и 14,09 трлн рублей, соответственно, расходы — 13,73 трлн рублей и 14,58 трлн рублей. Это означает, что недостача в 2013 году составит 1,02 трлн рублей, или 1,6% ВВП, а в 2014 году — 491,12 млрд рублей, или 0,7% ВВП.
«В условиях, когда государство имеет явно завышенные социальные обязательства, обязательства по оборонному комплексу, по подготовке к Олимпиаде, естественно, более приемлем первый вариант», — согласен директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. Но он считает, что найти концессионера на этот проект будет крайне сложно из-за неопределенности в глобальной экономике.
Чтобы расширить круг участников конкурса, повысить для них доступность средств финансовых рынков и снизить процентные ставки, рабочая группа предлагает в рамках проекта подготовить соответствующие поправки в законодательство.
В частности, Минтранс считает, что для концессионера необходимо предусмотреть гарантии минимального дохода и госгарантии по возврату привлеченных займов и кредитов. Анализ проекта, согласно документам рабочей группы, показал, что норма доходности должна находиться на уровне 12,82% годовых.
Рабочая группа подчеркивает, что для запуска движения на линии в 2018 году необходимо приступить к согласованию проекта распоряжения правительства не позднее мая, и рекомендует поручить Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину, Минпромторгу, Минрегиону, агентству Росжелдор, РЖД и Внешэкономбанку согласовать проект акта о концессионном соглашении, исходя из схемы 50/50, в течение месяца. Ведомства должны представить и свои предложения по корректировке федерального бюджета на 2013—2014 годы.
Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов сомневается в официальных оценках. «Во-первых, цена проекта неадекватна за счет средств, заложенных на выкуп земли, — говорит он. — Во-вторых, до сих пор непонятно, какое технологическое решение будет применяться для высокоскоростного движения». Он напоминает о проекте «Сапсан», который, как ожидается, окупится к 2018 году. «Его придется закрыть? Скоростная и высокоскоростная магистраль на одном направлении выжить не смогут», — недоумевает эксперт.
Ожидалось, что рабочая группа представит предложения правительству в понедельник, говорит источник «Газеты.Ru» в РЖД, но доклад был перенесен. Новая дата представления пока не утверждена.