Концерн «Нафтогаз» предложил европейским импортерам газа использовать украинские подземные хранилища. Переговоры с компанией из Германии уже идут, сказал зампред правления «Нафтогаза» Владимир Чупрун, не назвав возможного партнера.
Германский концерн E.On заявил, что не участвует в переговорах. Получить комментарий корпорации RWE не удалось.
В «Нафтогазе» «Газете.Ru» отказались комментировать ход переговоров, отметив, что пока обсуждается техническая возможность хранения дополнительных объемов газа в украинских подземных газохранилищах.
Украинская сеть ПХГ — это 13 хранилищ, активный объем которых достигает 34 млрд кубометров. Максимальный суточный отбор при полном заполнении ПХГ — 250 млн кубометров. По данным украинского Института энергетических исследований, в январе в ПГХ находилось около 15,7 млрд кубометров газа. Технологический минимум сырья, необходимый для поддержания работы системы ПХГ и поддержания давления, эксперты института оценивают на уровне до 7 млрд кубометров. Хранилища рассчитаны в среднем на полгода хранения газа.
По словам украинского независимого эксперта в области энергетики Владимира Сапрыкина, ежегодно при пиковых загрузках ПХГ свободными остаются мощности для хранения 9–10 млрд кубометров, которыми могут воспользоваться европейские компании.
Сапрыкин отметил, что стоимость хранения газа составляет около $6 за 1 тысячу кубометров, — таким образом, на ПХГ Украина может заработать около $60 млн.
Заинтересоваться украинскими ПХГ Европу заставила холодная зима: потребление газа резко возросло, а основной поставщик – «Газпром» — не смог удовлетворить рост спроса и даже на некоторое время снизил поставки.
По словам Сапрыкина, «Газпром» в последние годы не пользуется украинскими ПХГ (в них хранится только газ, принадлежащий самой Украине), а прокачивает топливо через украинскую территорию без остановки. «Если бы «Газпром» часть своего сырья закачивал в украинские хранилища, ситуации, сложившейся в начале февраля, можно было бы избежать, так как был бы дополнительный резерв газа», — считает эксперт.
Илья Балакирев из UFS Investment Company отмечает, что в Германии хранилища сосредоточены преимущественно на севере страны, но потребление интенсивнее на юге: там находятся крупные промышленные предприятия. «Украинские хранилища могут отчасти улучшить и логистику газовой инфраструктуры Германии», — считает он.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин добавляет, что таких крупных ПХГ, как украинские, в Центральной и Западной Европе нет.
«Когда транзит российского газа через украинскую территорию упадет до нуля (это должно произойти после ввода в строй газопровода «Южный поток», который будет проложен в обход Украины и мощность которого составит 63 млрд кубометров), украинская транзитная труба может быть использована в режиме реверса. То есть Европа, получая российский газ по тому же «Южному потоку», будет летом прокачивать его с запада на восток, заполняя украинские ПХГ, а зимой — в обратном направлении», — полагает он.
Но глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что использовать такую схему нецелесообразно. «Во-первых, состояние украинских ПХГ оставляет желать лучшего. Уровень суточного отбора снизился с 250 млн кубов до 140–160 млн кубометров, — рассказывает эксперт. – Перегонять газ туда-обратно – это лишние сложности, притом что у Евросоюза есть своя собственная обширная программа по расширению мощностей ПХГ. Гораздо логичнее вкладывать средства в собственные проекты, в хранилища, которые будут располагаться на европейской территории».
По мнению Симонова, предложение Украины – аргумент в противостоянии с «Газпромом». «Пытаясь добиться снижения цен на российский газ, Украина всячески пытается показать, что она способна обойтись без России. Дальше заявлений дело не зашло», — напоминает Симонов.