Компания «Ланта тур» прекращает работу. «Сотрудников собрали сегодня на совещание и объявили о том, что компания «Ланта тур» прекращает свою работу», — сообщил «Газете.Ru» источник в туристической отрасли. В офисе туроператора во вторник вечером не отвечали на звонки.
В понедельник «Ланта тур» проводила переговоры с госбанком ВТБ, сказал «Газете.Ru» осведомленный источник. «Положение «Ланта тур» оказалось более тяжелым, чем мы думали изначально. Если ВТБ окажет компании дополнительную помощь, «Ланта тур» продолжит работать, но в любом случае уйдет с массовых направлений. Если нет, то компании придется закрыться»,
— говорил он накануне, не уточнив, о какой дополнительной помощи идет речь.
Представитель ВТБ в понедельник информацию о переговорах с представителями туроператора опровергал.
«Ланта тур» приостанавливала работу в конце января, ссылаясь на финансовую несостоятельность и невозможность расплатиться с партнерами — отелями и авиакомпаниями (в 2010 году долг компании составлял 457 млн рублей при выручке в 232,6 млн рублей). На зарубежных курортах остались тысячи отдыхающих из России, в ситуацию вмешался премьер-министр Владимир Путин.
1 февраля ВТБ по указанию Путина предоставил «Ланта тур» кредит в $7 млн сроком на пять лет под 12% годовых. За счет этих средств компания «уже 2 февраля сможет осуществить платежи контрагентам за оказанные услуги», утверждал глава госбанка Андрей Костин. Сейчас все клиенты «Ланта тур» вернулись из-за рубежа
Но «Ланта тур» пока не производит выплат, сказал «Газете.Ru» вице-президент страховой компании «Ингосстрах» Илья Соломатин. «Мы продолжаем принимать заявки от пострадавших и готовимся к закрытию реестра. На данный момент подали заявки около шести тысяч туристов. Максимальная страховая сумма составляет 100 млн рублей, и выплаты будут осуществлять пропорционально, но уже не в полном объеме», — говорит топ-менеджер.
Он слышал о решении «Ланта тур» прекратить работу. «Это было устное заявление внутри компании, а мы пока официальных заявлений не получали», —говорит Соломатин.
Причина банкротства «Ланта тур» — демпинг, говорит Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии. Она не исключает, что «череда банкротств не закончится».
Спрос на туристические путевки падает, даже на невыгодные для туроператоров «горящие туры». «Пример — наличие свободных туров у операторов во время новогодних праздников. За последние десять лет такого не случалось — всегда был дефицит новогодних путевок», — говорит директор холдинга Banko Татьяна Дмитрова.
«Чем больше туроператоры демпингуют, тем менее рентабельным становится их бизнес, — сетует Тюрина. — Демпинг идет в основном на массовых направлениях, таких как Египет, Таиланд, Греция и т. д.».
Согласно статистике Ассоциации туроператоров России, рентабельность туристического бизнеса в 2011 году снизилась с 5—6% до 2—3%. Снижение эксперты объяснили сокращением бюджетов, которые жители России тратят на отдых, и увеличением количества демпинг-туров.
«Туроператоры пытаются искусственно увеличить объемы не за счет хорошего продукта или улучшения технологий, а за счет демпинговой цены, — согласен гендиректор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев. — Гонка за объемами подсадила целый ряд компаний на иглу финансового демпинга».
По его словам, разницу между доходами и расходами у демпингующих туроператоров можно покрыть только за счет привлечения кредитов.
«Вспомните, по какой стоимости вы приобретали турпакет для своего последнего отдыха, и сопоставьте эту сумму с перечнем составляющих тура: перелет и все, что в него входит, трансфер, проживание с полным обслуживанием, услуги гида и многое другое», — напоминает руководитель пиар-службы TUI Russia & CIS Наталья Новикова.
Демпинг — вынужденная мера, на которую туроператоров толкают авиакомпании, предлагая заранее невыгодные условия, заметила Тюрина.
Операторы заранее покупают пассажирские места у авиакомпаний на популярные направления на 6—7 месяцев вперед, а затем периодами, к примеру декадами, их оплачивают, пояснил представитель «Аэрофлота». По условиям контракта туроператор не имеет права корректировать количество мест даже в случае непредвиденных обстоятельств — стихийных бедствий, природных катаклизмов или политических волнений. Часто за несколько дней до рейса компании начинают демпинговать, продавая «горящие туры», чтобы частично окупить затраты.
Если туроператору не удается продать все места, авиакомпании деньги за билеты не возвращают.
«Операторы ничего не могут сделать в этой ситуации, поскольку в России две крупные авиакомпании, которые работают на международных направлениях и конкурируют только друг с другом, — «Аэрофлот» и «Трансаэро», — говорит Тюрина. Российский союз туриндустрии направил письмо в Минспорттуризма, Росавиацию и Ростуризм с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Банкротство «Ланта тур» заставит пересмотреть политику по отношению к демпингу и найти альтернативы, признают туроператоры.
«Когда-то говорили, что рынок однажды укрупнится и можно будет договариваться об объемах, о перевозке, чтобы не возникало пакетов по $199, — вспоминает гендиректор «Санрайз тур» Дмитрий Мазуров. — Сейчас наступает время, когда операторы начинают считать деньги и взвешенно подходить к оценке потенциала роста туристического рынка».
Но изменить рынок будет сложно: российские туристы привыкли к «горящим турам». «Когда компании пытаются увеличить продукт за счет демпинга, получается, что туристы привыкают к таким ценам, и если можно полететь за $300 в Египет и за $500—700 в Таиланд, то туристы с трудом согласятся ехать за $2000 в Доминиканскую Республику», — говорит Тополкараев.
После банкротства «Ланта тур» Путин был вынужден искать экзотические способы спасения туристов, говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович: «Это показатель отсутствия системы, которая позволяла бы решать подобные вопросы без привлечения премьер-министра».
Мазуров уверен, что в России необходимо менять законодательную базу туриндустрии. «Новый механизм должен предохранять рынок от подобных ситуаций. И заинтересованность участников рынка будет учитываться в последнюю очередь. Компании должны будут просто следовать тем правилам игры, которые защищают потребителей, либо не работать на данном рынке».
Жесткие меры по увеличению финансовых гарантий могут помочь рынку, если государство увеличит размер минимального уставного капитала, уверен Канторович. «Мы должны сделать так, чтобы никогда не задумываться о том, хватит денег на экстренный случай или нет. А туристы должны быть спокойны, выезжая за рубеж: им вернут деньги в случае непредвиденных обстоятельств», — говорит он.
Одно из предложений, которые рассматриваются в Ростурризме, — создание саморегулируемых организаций, у которых должен быть компенсационный фонд, созданный туроператорами на экстренный случай. «СРО могут помочь в экстренных случаях», — признает Канторович. Но саморегулирование имеет недостаток: система будет препятствовать появлению на рынке новых игроков.