«Газпром» покупает блокирующий пакет акций управляющей компании «Лидер» — заявка на приобретение 25,71% бумаг подана в Федеральную антимонопольную службу, сообщило ведомство в понедельник. Служба приняла решение об удовлетворении ходатайства 22 февраля, уточнила ФАС.
Сейчас 75% акций УК «Лидер«принадлежат страховой группе «Согаз», которую контролирует банк «Россия». Остальные бумаги УК распределены между Газпромбанком и «Газфондом» по схеме кольцевого владения. Совладельцами «России» выступают предприниматели Юрий Ковальчук и Дмитрий Горелов, структуры бизнесмена Геннадия Тимченко, а также корпорации «Сургутнефтегаз» и «Северсталь».
«Газпром» войдет в состав акционеров компании по итогам допэмиссии, в которой «Согаз» не примет участия, говорит источник на рынке управления активами.
По его данным, доля «Согаза» в капитале «Лидера» опустится до 30% акций. Представитель страховой компании сказал «Прайму», что размер пакета еще не определен.
«Лидер» — крупнейшая компания на российском рынке управления активами. Общий объем средств под управлением по состоянию на 31 декабря 2011 года составлял 372 млрд рублей.
В частности, компания управляет средствами НПФ «Газфонд» — пенсионного фонда «Газпрома». Этот фонд совместно с УК «Лидер» владеет 47,4% акций Газпромбанка (у «Газпрома» 35,5%). А Газпромбанк, в свою очередь, держит 95% акций холдинга «Газпром-медиа», основной актив которого – федеральный телеканал НТВ.
Деньги «Газфонда» — это основа бизнеса УК «Лидер», говорит руководитель российской управляющей компании на условиях анонимности.
В предвыборной статье «О наших экономических задачах» для «Ведомостей» премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин указывал на необходимость выхода газовой монополии из непрофильных активов. «Следует сокращать присутствие предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги», рекомендовал премьер. Тогда «Газпром» заявлял, что формально не имеет отношения к «Газпром-медиа», а Газпромбанк даже не входит в группу «Газпрома».
Но, учитывая важность «Газфонда» для «Газпрома», «Лидер» всегда находился под присмотром газовой компании, замечает старший аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. Он считает, что сделка обусловлена «желанием оформить присутствие «Газпрома» в управлении пенсионными деньгами», и оценивает ее в 3–4 млрд рублей.
За 2011 год «Лидер» обеспечил 4,1% доходности по пенсионным накоплениям. Экономист Андрей Подойницын, занимавший ранее пост гендиректора UFG Asset Management, говорит, что компания «всегда отличалась здоровым консерватизмом». «Их стратегия – стабильность, сохранность и минимум риска. Кризис прошли без особых потрясений», — заметил он.
«Возможно, это перестановка приоритетов: от косвенного владения «Газпром» перейдет к официальному», — говорит источник в инвесткомпании на условиях анонимности, не исключая, что сделка будет безденежной.
Накануне выборов появилась идея распределить финансовые потоки, говорит другой источник в отрасли: «Путина критикуют за близость его окружения к крупному бизнесу – и это ответ: ничем они не владеют, все принадлежит государству, в том числе «Газпрому».
В «Газпроме» и УК «Лидер» не прокомментировали планируемую сделку.