Первый вице-премьер Игорь Шувалов в среду на совещании в Магаданской области сообщил о решении выделить дополнительные средства из бюджета 2012 года на приобретение «специальной авиатехники, небольших воздушных судов, субсидирование процентных ставок и другие меры». По словам Шувалова, выделяется около 2,5 млрд рублей (примерно €62,5 млн).
Авиастроители из Франции отозвались одними из первых. Группа GECI заявила, что построит по заказу российской компании 300 самолетов на сумму почти €2 млрд.
Это новая разработка — легкий турбовинтовой Skylander SK-105 на 19 пассажиров. Первая летная машина появится не раньше 2014 года.
О подписании меморандума на покупку 40 самолетов Skylander SK-105 GECI International объявила еще 1 декабря прошлого года. «Это новый коммерческий успех, и мы тем более довольны, так как первые контакты с этой компанией (неназванной российской фирмой. — «Газета.Ru») у нас состоялись в рамках последнего авиасалона Ле-Бурже (в июне 2011 года. — «Газета.Ru»). И наш самолет был выбран в условиях жесткой конкуренции», — цитировался в пресс-релизе глава GECI Серж Битбуль.
24 января релизы о подписанном с GECI меморандуме появились на российских специализированных ресурсах, в них называется покупатель. «ООО «Авиамост» стремится стать одним из основных игроков в области организации поставок региональных самолетов авиакомпаниям России с целью развития местных, региональных, пассажирских и грузовых авиаперевозок в России, в Сибири и на Дальнем Востоке и объявляет о подписании меморандума о взаимопонимании по приобретению 300 Skylander SK-105», — сообщается в тексте.
Подписание договора купли-продажи 40 машин намечено уже на первый квартал 2012 года. «Поставки начнутся в 2014 году», — уточняет релиз «Авиамоста». В тексте цитируется генеральный директор компании, но имя его не называется.
Заявленная производителем цена самолета — €6,5 млн. То есть стоимость меморандума в случае его реализации — €1,95 млрд.
GECI подтвердила информацию, «опубликованную российским партнером». «Мы также подтверждаем планы по увеличению производства до 1,5 тыс. самолетов в период с 2013-го по 2030 год», — сообщила компания.
На фоне новостей о сделке с российской компанией акции GECI на бирже выросли на 38% — до 2,07 евро. Из-за столь резкого роста торги были приостановлены.
Правительство Франции готово инвестировать в развитие проекта Skylander 60 млн евро (кредит на 30 млн и 30 млн из Фонда стратегических инвестиций). «Какие гарантии получают лотарингские (завод расположен в Лотарингии. — «Газета.Ru») налогоплательщики? — отреагировала на это сообщение Надин Морано, председатель фракции «Союза в поддержку народного движения» в генеральном совете Лотарингии. — Если судить по тем трудностям с поиском финансирования, можно задать вопрос о том, можно ли доверять и рассчитывать на выживание компании GECI».
Отчет компании за первое полугодие финансового года, опубликованный поздним вечером 1 февраля, подтвердил сомнения: прибыль компании снизилась на 14,5% — до €26,6 млн, в авиационном секторе — на 55,5%. Операционный убыток составил €3,9 млн против €1,9 млн в предыдущем периоде.
Убыток авиационного бизнеса GECI — €4 млн против €2,5 млн в прошлом периоде.
Господдержка и масштабный заказ из России должны оздоровить компанию, говорят французские финансовые аналитики. Но у российских экспертов заказ вызывает сомнение.
«Таких сделок в малой авиации, особенно в российской, быть не может, — считает главный редактор avia.ru Роман Гусаров. — Нереальная сделка».
«Самолет в целом неплохой, хотя и очень специфический, — поясняет источник «Газеты.Ru» в отрасли. — Такие самолеты не покупаются сотнями. Их операторы, как правило, работают на контрактах с местными правительствами».
Получить комментарии у представителей компании «Авиамост» «Газете.Ru» не удалось, как не удалось найти и саму компанию.
В России зарегистрированы несколько ООО «Авиамост», но в инвестиционных проектах на авиационном рынке ни одна компания с таким названием не замечена.
В открытых источниках ООО «Авиамост», имеющее отношение к авиации, также не зафиксировано. В 1990-х была такая авиакомпания, но в 2001 году она прекратила существование из-за финансовых проблем. В базе данных СПАРК семь ООО «Авиамост» (четыре в Москве, два в Петербурге и одно в Нижневартовске), но некоторые из них уже официально закрыты, а на телефонные звонки по адресам регистраций юридически действующих «Авиамостов» корреспонденту «Газеты.Ru» сообщали, что «таких компаний здесь нет».
Пресс-релизы от «Авиамоста» опубликовали сайты aviaport.ru и bizavnews.ru (портал деловой авиации). Редакторы обоих сайтов сообщили «Газете.Ru», что контактами «Авиамоста» не обладают. Денис Лобастов из bizavnews.ru пояснил, что получил релиз по электронной почте, но входящее письмо уже удалено, так что исходящий адрес ему неизвестен. Олег Пантелеев из aviaport.ru сообщил, что связи с «Авиамостом» у него нет.
Коммерческий директор Reims Aviation Industries (входит в группу GECI International, но ведет другой проект) Лоран Месмен сообщил «Газете.Ru», что ему ничего не известно о предполагаемой сделке с российской компанией. Пресс-секретарь GECI Дебора Хамон, отказавшаяся отвечать на вопросы о российском партнере по телефону, не отреагировала и на письменный запрос и не отвечала на последующие звонки. С таким же игнорированием столкнулся журналист французского издания Le Point, предположивший, что российский «Авиамост» — фантом.
Речь может идти о «фантомной сделке», считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Меморандум о намерениях не является обязательным договором о купле-продаже, но может быть использован компанией для усиления своих позиций — как на бирже, так и в отношениях с кредиторами и потенциальными инвесторами. «Если бы немецкие покупатели разметили заказ на 40 самолетов, никто бы во Франции не поверил, — говорит Роман Гусаров. — Российская структура может хоть 140 самолетов купить — вопросов не возникнет».