Еврокомиссия намерена принять участие в российско-украинских переговорах по условиям поставок газа, сообщил во вторник европейский комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, которого процитировал «Интерфакс». По словам чиновника, Еврокомиссия предложила стать третьей стороной в переговорах и теперь ждет реакции Москвы и Киева. Украина уже согласилась на предложение. Но комиссия сможет принять участие в переговорах лишь при согласии обеих заинтересованных сторон.
Ответ от российского Министерства энергетики Еврокомиссия рассчитывает получить в ближайшие дни. «Мы находимся в постоянном контакте», — заявил Эттингер.
В российском представительстве Еврокомиссии «Газете.Ru» заявили, что о направленном в Минэнерго письме им ничего не известно. Связаться с представителем министерства не удалось, в ведомстве шло совещание.
В конце прошлого года Россия и Украина начали очередной раунд переговоров по поводу цен на российский газ. Украина считает его стоимость завышенной, а условия действующих контрактов, которые были заключены в 2009 году, «кабальными».
Москва уже неоднократно заявляла, что готова предоставить Киеву более выгодные условия поставок, если будет реализован так называемый белорусский вариант (Белоруссия продала России 100% «Белтрансгаза», контролирующего белорусские газовые сети). Также Россия предлагала Украине вступить в Таможенный союз, но ни на одно из этих предложений украинские власти пока не согласились.
Украина намерена снижать зависимость от российского газа, сокращая потребление в 2012 году и замещая углем. Но в случае невыполнения контрактных обязательств (по действующему соглашению Украина должна закупить не менее 41,6 млрд кубов, или 80% от контрактных объемов) Россия имеет право применить штрафные санкции, размер которых оценивается примерно в $2,5 млрд.
Глава минэнерго Украины Юрий Бойко 21 января заявил, что у Киева «есть рычаги, которые позволят избежать негативных санкций за недобор газа». В 2013 году Украина намерена еще более снизить объемы закупаемого российского газа, если топливо к тому времени не подешевеет.
Политологи и отраслевые эксперты уже предупреждали, что в случае, если сторонам не удастся достигнуть компромиссного решения на переговорах, возможен новый газовый конфликт.
Европу беспокоит надежность транзита российского газа через украинскую территорию. Евросоюз настаивает на том, что любые результаты российско-украинских переговоров должны гарантировать выполнение Украиной обязательств, принятых при вступлении в Энергетическое сообщество.
«Это жизненно важно как для энергетической безопасности, так и независимости Украины, а также в связи с тем, что на этих обязательствах базируется энергетическая часть Соглашения об ассоциации Украина — Евросоюз», — сказал Эттингер.
По его словам, Еврокомиссия готова продолжать активно поддерживать реформы украинского энергетического сектора и модернизировать газотранспортную инфраструктуру. «Министр Бойко и я договорились работать над общей стратегией для дальнейшей интеграции энергетического рынка с ЕС, — заявил комиссар. — Эта работа начнется незамедлительно».
Ранее участие Евросоюза в российско-украинском газовом споре рассматривалось с позиций участия европейских компаний в консорциуме, который должен быть создан для управления украинскими газотранспортными сетями. В середине декабря президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что ЕС готов помочь Украине с модернизацией ГТС (по оценкам украинских экспертов, это потребует $5—6 млрд ).
Но Россию не устраивает присутствие Европы в консорциуме.
«Сейчас Европа предлагает помощь в переговорах, так как на данный момент они фактически провалились, — комментирует глава альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. — Украине участие Еврокомиссии выгодно: европейцы обладают ценным опытом переговоров с «Газпромом», европейские компании уже добивались снижения цен и объемов поставок».
В отдаленной дальней перспективе, по мнению Боровика, Европа планирует войти в консорциум по управлению ГТС — это даст контроль за транзитом. «Но сомневаюсь, что это в интересах части украинской элиты, которая получает от транзита доход, — говорит эксперт. — Консорциум с участием Европы — это независимый аудит, прозрачность транзита, и вопрос в том, готовы ли это допустить те люди, которые заинтересованы в сохранении статус-кво».
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин уверен, что Россия и Европа не заинтересованы в скорейшем завершении переговоров. «Москве и Брюсселю нужен, скорее, не результат переговоров, а переговорный процесс на период перевода украинского транзита в обходные газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», — полагает эксперт.
По его словам, переговоры могут затянуться до ввода в строй «Южного потока», после которого украинского ГТС потеряет значение для «Газпрома».