Совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман создает инвестиционный фонд для вложений в коммерческую недвижимость за рубежом. Объем фонда составит около $1 млрд, он будет работать в Америке. По словам Фридмана, объект интереса – залоговая недвижимость на восточном побережье США, от Бостона до Майями. Фридман будет основным инвестором фонда, рассказал миллиардер в интервью The Wall Street Journal.
Партнером Фридмана в этом бизнесе будет нью-йоркская компания Rosen Partners. Компания, базирующаяся в Нью-Йорке, занимается жилой и коммерческой недвижимостью в США и за рубежом. В портфеле компании отели, торговые площади, жилые резиденции и другие объекты общей площадью более 3 млн квадратных метров. По словам Фридмана, ожидаемая доходность инвестиций составит более 20% годовых. В пресс-службе «Альфа групп» не смогли оперативно ответить на вопросы.
Глава Rosen Partners Джек Розен и Фридман познакомились и стали партнерами в начале 90-х годов. Розен вкладывал в активы Фридмана, в частности компании X5 и «Вымпелком». У них также были совместные проекты в Европе.
Фридман признает, что его опыт инвестиций в недвижимость ограничен в основном Москвой, хотя у него были зарубежные вложения с Rosen Partners – жилой дом на Манхэттене и проект строительства и продажи таунхаусов в Нью-Джерси.
В рамках нового инвестфонда Фридман и Rosen Partners будут вкладывать в отели, многоквартирные дома, офисные здания. Ориентировочная стоимость активов составляет около $100 млн.
Американская недвижимость пользуется спросом среди зарубежных пенсионных фондов и фондов управления частным капиталом. По данным Ассоциации зарубежных инвесторов в недвижимость на начало 2011 года, крупнейшие инвесторы считают США самым привлекательным рынком для инвестиций. Интерес к рынку проявляют также зарубежные предприниматели. Семья собственника пекинской девелоперской компании SOHO China приобрела 49% в комплексе Park Avenue Plaza на Манхэттене. Мексиканский бизнесмен Карлос Слим купил офисное задние на Пятой авеню: в нем шесть этажей, внизу расположены торговые площади, два верхних уровня занимают офисы; сумма сделки составила $15,5 млн наличными. Еще раньше компания Слима купила знаменитый особняк Дюк-Семанс (находится на Пятой авеню, напротив Метрополитен-музея). По словам американских брокеров, Слим продолжает поиск новых объектов недвижимости для покупки.
Ожидания по доходности вполне реалистичны, говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.
«Недвижимость в США сейчас часто продается ниже себестоимости. Очень удачный момент для входа на рынок»,
— отметил он. В России доходность вложений в недвижимость тоже может быть на уровне 20% годовых. «Даже с учетом разницы в механизмах финансирования и рефинансирования строительства», — говорит Ковалев. Но для многих инвесторов, в том числе из развивающихся стран, рынок недвижимости в США выглядит стабильным с политической точки зрения.
«Очевидно, что в России существуют риски политической и экономической нестабильности», — признает Фридман. По его словам, американский рынок лидирует по качеству регулирования и ликвидности. «Здесь лучше всего защищены права инвесторов», — добавил он.
Скупать активы, заложенные по кредитам, в США очень перспективно, говорит директор по инвестициям Knight Frank Евгений Семенов. «Законодательство позволяет жестко и быстро обращать взыскание на заложенные объекты недвижимости, если кредит не обслуживается», — отмечает он. По словам Семенова, из-за того что банкам нужны деньги, а не собственность на балансе, такие объекты часто продаются с дисконтом: это ускоряет возврат средств.
«В США есть качественные активы, и направление выглядит очень привлекательным», — подчеркивает Семенов.
По словам директора департамента частного и корпоративного кредитования Penny Lane Realty Романа Строилова, прогноз доходности давать преждевременно. «Возможно инвестфонд ждет очередного ипотечного кризиса, который может вновь начаться в США, где уже начали выдавать ипотеку без первоначального взноса и практически всем. Инвестировать в залоговую недвижимость, в тот момент, когда она находится на низшем пределе цены и имеет справедливую оценку, возможно, имеет смысл, но важно и очень трудно нащупать эту точку».