Группа ВТБ получила контроль в Банке Москвы после увеличения своей доли до 80,57%. Пакет акций в 34,09% выкупался у миноритарных акционеров банка за 50,2 млрд рублей, говорится в опубликованной в четверг отчетности ВТБ.
Сделка проходила с 26-процентным дисконтом к цене, за которую госбанк покупал акции у правительства Москвы. В феврале ВТБ приобрел 46,48% Банка Москвы у города за 92,8 млрд рублей.
Владельцами выкупленных осенью 2011 года пакетов были частные инвесторы и Столичная страховая группа, в капитал которой также вошел ВТБ. Почти 19,9% акций из 34,09% через офшор Losamp Trade принадлежали инвестору Виталию Юсуфову, сыну экс-помощника президента Игоря Юсуфова, около 4% — владельцу «Нафта Москва» Сулейману Керимову, 3,35% — Столичной страховой группе и 6,86% — офшору Durland Investment Limited, скрывающему бенефициаров.
Сделка с миноритариями прошла с дисконтом к приватизационной цене, но некоторые из инвесторов могли на ней заработать.
Исходя из оценки 34,09% акций Банка Москвы в 50,2 млрд рублей, стоимость 1% составляет около 1,472 млрд рублей. По неофициальной информации, структуры Керимова потратили на выкуп четырехпроцентного пакета примерно 7 млрд рублей. При условии единого уровня цен в расчетах с миноритариями сделка с ВТБ прошла на уровне 5,9 млрд рублей. Юсуфов, по словам экс-президента Банка Москвы Андрея Бородина, которые передал The Wall Street Journal, купил пакет за $800 млн.
Отчетность ВТБ предполагает оценку пакета в 29,3 млрд рублей. По текущему курсу доход Юсуфова мог превысить 5 млрд рублей (около $170 млн). Сделка с госбанком прошла практически по котировкам Банка Москвы на ММВБ за сентябрь (оценка пакета на уровне 30 млрд рублей).
Ранее Бородин утверждал, что покупатели оказывали давление на него в ходе переговоров, в итоге купили бумаги со значительным дисконтом, а Юсуфов намерен реализовать пакет за сумму до $2 млрд (более 60 млрд рублей).
В четверг помощник Юсуфова сообщила, что он в командировке за границей и в ближайшее время для комментариев недоступен. Получить комментарии «Нафта Москва» не удалось.
После закрытия сделок кроме ВТБ акционерами Банка Москвы остались Столичная страховая группа (13,92%), зарегистрированная на Британских Виргинских Островах Plenium Invest (4,51%), доля прочих акционеров — 1%.
Начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий не исключает, что Юсуфов помимо Losamp Trade владел и Durland. «С учетом оставшихся у ССГ 13,92% акций (ВТБ напрямую принадлежит блокпакет страховой компании. — «Газета.Ru») получается, что ВТБ и ССГ сосредоточили 94,44% акций Банка Москвы», — говорит эксперт. За Plenium Invest Limited, у которого остались 4,51% столичного банка, скорее всего, стоит Бородин, добавляет эксперт.
В онлайн-интервью «Газете.Ru» он говорил, что сохраняет «незначительное количество акций».
Дмитрий Виноградов, соруководитель аналитического отдела UBS по России и СНГ, считает, что ВТБ переплатил за пакеты миноритариев.
«Когда прошла первая сделка по покупке акций Банка Москвы, этот банк был устойчивым, а в сентябре Банк Москвы был фактически банкротом, держался благодаря государству. В этих условиях покупать акции за 50 млрд рублей кажется не вполне разумным», — говорит Виноградов.
Индекс ММВБ просел в сентябре на 17%. Это тоже отразилось на сумме сделки, полагает эксперт.
План санации Банка Москвы, согласованный в июле с Центробанком и Агентством по страхованию вкладов (АСВ), предусматривал, что агентство предоставит обеспеченный залогом заем (по ставке 0,51% годовых) на сумму 295 млрд рублей после консолидации группой ВТБ 75% акций банка.
Поддержка государства позволила Банку Москвы отразить положительный финансовый результат в размере примерно 150 млрд рублей.
На втором этапе реализации плана оздоровления Банка Москвы ВТБ предоставит банку дополнительный капитал. Запланирована допэмиссия на 100 млрд рублей по закрытой подписке в пользу ВТБ.
Акции Банка Москвы у города ВТБ покупал весной, когда еще не был проведен due-diligence и не была обнаружена «дыра» в кредитном портфеле, напоминает аналитик Renaissance Capital Светлана Ковальская.
«Во-вторых, продавцы являются дружественными ВТБ. По сути, они действовали в интересах ВТБ», — подчеркнула она.
«ВТБ не захотел покупать долю Бородина напрямую (в условиях корпоративного конфликта со структурами Бородина. — «Газета.Ru»). Посредниками выступили Керимов и Юсуфов, в итоге имидж ВТБ пострадал меньше», — говорит один из экспертов.