МВД отказалось возбудить уголовное дело по материалам о хищении бюджетных денег, выделенных на госпрограмму «Электронная Россия».
Проверку реализации федеральной целевой программы вела Генпрокуратура по запросу, который в 2010 году писал депутат Госдумы Илья Пономарев.
В августе 2011 года прокуроры пришли к выводу, что из 2 млрд рублей, которые направлялись на «Электронную Россию» из бюджета в рамках контрактов с «Ростелекомом», были похищены около 300 млн.
Решался вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса (мошенничество в особо крупном размере) с максимальным сроком лишения свободы в 10 лет. Материалы передали в МВД.
Но в Следственном департаменте министерства посчитали, что в результатах прокурорской проверки недостаточно сведений для возбуждения уголовного дела, сообщила в субботу пресс-служба ведомства.
Госпрограмму курировало Министерство связи. Проект был рассчитан на 2002–2010 годы и предполагал масштабное развитие информационно-технологической инфраструктуры. Фактический объем расходов за весь период действия ФЦП составил около 27 млрд рублей. В 2009 году программу переориентировали на создание «Электронного правительства» – перевода в электронный вид процесса оказания государственных и муниципальных услуг.
Задачей «Электронного правительства» декларировалось создание инфраструктуры общественного доступа к услугам через интернет, терминалы самообслуживания, центры телефонного обслуживания и многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг.
Единственным исполнителем госзаказа в рамках этого этапа ФЦП стал «Ростелеком».
По данным прокуроров, при расхищении государственных денег использовались фирмы-посредники и офшоры, оплачивались невыполненные работы.
В итоге суммы контрактов, оплачиваемых за счет государства, удваивались.
В частности, за счет посредников на 270 млн рублей была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком» в рамках госконтракта. «За приобретенное оборудование Минкомсвязи России заплатило 653 млн рублей при его фактической стоимости 383 млн рублей», – говорится в материалах Генпрокуратуры
Один из основных поставщиков оборудования перевел 150 млн рублей на офшорный счет. «Обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в «Ростелекоме» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия», – писали прокуроры.
В марте 2011 года «Электронную Россию» критиковала и Счетная палата. Аналитики контрольного ведомства обнаружили неэффективное использование госсредств на 1,4 млрд рублей.
В субботу в МВД сообщили, что в материалах прокуратуры недостаточно информации. «Отсутствуют результаты исследования финансовой документации, нет данных о проведении контрольно-ревизионных проверок, не проведены опросы должностных лиц», — перечисляют в Следственном департаменте.
«Исходя из имеющихся материалов, установить факты искусственного завышения цен не представляется возможным», — подчеркивают в МВД, добавив, что проведут дополнительную проверку в Минкомсвязи и «Ростелекоме».
Получить комментарии Минкомсвязи и «Ростелекома» в субботу не удалось. Ранее госкомпания неоднократно называла претензии Генпрокуратуры безосновательными. А председатель совета директоров «Ростелекома» Иван Родионов говорил «Газете.Ru», что «по любым контрактам может быть недопонимание или недоразумение».
Илья Пономарев говорит о нежелании МВД «совершать резкие движения перед выборами». «К этой теме можно будет вернуться, когда дым рассеется», — заметил он.