В распоряжении «Газеты.Ru» оказался подготовленный в Минэкономразвития доклад о ходе разработки проектов государственных программ (ГП), на основе которых с 2013 года должен будет формироваться бюджет. Из документа следует, что, по состоянию на начало ноября, в министерство так и не были представлены проекты девяти госпрограмм.
Всего на утверждение в ведомство должны прийти проекты 40 документов. В соответствии с распоряжением правительства, которым был утвержден план повышения эффективности бюджетных расходов, все проекты должны были быть отправлены разработчиками до 22 августа.
Одна из основных причин просрочек — ведомства вкладывают в свои проекты излишне большое бюджетное финансирование и не могут согласовать эти суммы с Минфином. «В отдельных случаях превышение составляет от 25 до 400 процентов», — уточняется в докладе со ссылкой на внутреннюю справку Минфина.
В число наиболее затратных входит ГП по развитию Северного Кавказа. Ее проект был обнародован Минрегионом еще летом, однако программу до сих пор не могут согласовать в правительстве из-за завышенного объема финансирования, запрошенного разработчиками. Согласно первому проекту, общие затраты на реализацию ГП были оценены в 3,9 трлн рублей до 2025 года, из которых 2,7 трлн рублей — деньги федерального бюджета.
Сейчас Минрегион занимается переработкой программы, но окончательного текста документа нет до сих пор. В конце октября источник в окружении вице-премьера Александра Хлопонина признавал, что до конца года проект принять так и не удастся.
Наибольшее финансовое «отклонение» у программы «Развитие внешнеэкономической деятельности». Согласно доведенным до разработчиков объемам финансирования, в следующем году бюджет готов потратить на мероприятия, входящие в эту программу, 71,5 млрд руб., в то время как составители насчитали на 115 млрд руб. больше. На втором месте по запросам госпрограмма «Региональная политика и федеративные отношения». На нее в разрезе расходов бюджета следующего года заложено около 150 млрд, но недостача все равно большая, авторам нужно еще 63 млрд рублей.
В материалах Минфина отмечается, что, «как правило, обоснование завышения данных по финансированию в проектах госпрограмм отсутствует».
По словам Андрея Чернявского из центра развития ГУ-ВШЭ, сложности с разработкой программ могут возникать из-за проблем с самой концепцией проведения бюджетной реформы. Так, эксперт отмечает, что не все виды расходов легко можно вписать в какую-то программу, где описаны цели, задачи и показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации проекта. «Концепция в целом предлагает представить все расходы в виде госпрограмм, и тут министерства сталкиваются с реальными трудностями», — отмечает он. «Непонятно, как договариваться, что куда вписать. В какую программу укладывается тот или иной блок», — добавляет директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Чернявский считает, что переход на формирование бюджета по программному принципу, возможно, целесообразнее было бы сделать постепенным, чтобы ведомствам не приходилось расформировывать по ГП 100% расходов сразу. «Какие-то расходы удобно предоставлять в виде программы, а какие-то нет. И в итоге это сводится к придумыванию искусственных показателей», — говорит он, замечая, что это является одной из причин, по которой ведомства сопротивляются переходу. «Их деятельность будут оценивать по искусственным параметрам», — объясняет эксперт.
В докладе Минэкономразвития констатируется, что в некоторых госпрограммах составители вообще не написали, какие изменения должны произойти в отрасли в результате реализации программы. В разделе с указанием конкретных показателей, которые должны быть достигнуты, например, через два или три года работы, некоторые просто ставили одни и те же цифры, говорится в документе.
Финальный этап проведения бюджетной реформы должен будет пройти уже при новом премьере.