Инвестгруппа «Сумма Капитал», подконтрольная Зиявудину Магомедову, предлагает «Транснефти» создать совместное предприятие для перевалки российский нефти в Роттердаме. Об этом во вторник сообщил глава нефтепроводной монополии Николай Токарев.
Идея СП заключается в том, чтобы вместе с российскими компаниями продавать нефть в Роттердаме на условиях FOB (free on board — поставка считается выполненной, как только товар переправлен через борт корабля).
На прошлой неделе стало известно, что компания Shtandart TT B.V., в которой 75% принадлежит «Сумме», а 25% — совместному предприятию крупнейшего мирового нефтетрейдера Vitol и малайзийской судоходной компании MISC Berhard, победила в конкурсе на строительство нефтяного терминала в порту Роттердама.
В минувший четверг в присутствии Дмитрия Медведева и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте было подписано генеральное соглашение, по которому
Shtandart TT B.V. приступит к строительству терминала в 2013 году. Он будет работать на основе концепции «открытого хаба», создающего торговую площадку для нефти Urals, основного товара российского экспорта.
Проект подразумевает сооружение резервуарных мощностей примерно на 3 млн кубометров нефти и нефтепродуктов. Инвестиции в проект составят около $1 млрд. Начать работу терминал должен в 2015 году. Поступать на терминал будет на первых порах в основном нефть из Приморска, но в дальнейшем он сможет принимать нефть и из других портов Балтики.
Прямого интереса для «Транснефти» участие в СП не представляет, говорит Дмитрий Александров из ИК «Универ». «Это нефтепроводная компания, деятельность которой ограничивается Россией и ближним зарубежьем, — напоминает эксперт. — И арендовать трубопроводные мощности в Роттердаме смысла для нее нет». По словам Александрова, куда более интересным приглашение в Роттердам было бы для нефтетрейдеров, например, для Gunvor Геннадия Тимченко, через который идет большая часть поставок российской нефти по северо-западному направлению.
«Но, очевидно, «Транснефть», сегодня уже контролирующая в альянсе с «Суммой» крупнейшие нефтеналивные терминалы России, намерена глобально развиваться через вхождение в портовую инфраструктуру Европы, — полагает Александров. — А в дальнейшем, возможно, и Азии».
Представитель «Транснефти» был во вторник недоступен для комментариев, но источник в нефтяной отрасли рассказал «Газете.Ru», что
с самого начала проект терминала в Роттердаме был рассчитан именно на нефтепроводную монополию.
Кстати, «Транснефть» отрицала, что имеет какое-либо отношение к проекту.
Российские чиновники пытаются сделать нефтяную марку Urals эталоном, говорит источник: «Расчет идет на то, что Urals станет бенчмарком, таким как, например, марка BRENT». Ранее источники сообщали, что вхождение «Суммы» в роттердамский порт инициировал вице-премьер Игорь Сечин.
По словам собеседника «Газеты.Ru», российские инициаторы проекта рассчитывают организовать вокруг «открытого хаба» так называемый живой рынок Urals, продажи как крупными, так и мелкими партиями.
«Создавая хаб в Роттердаме, российские компании решают много технических вопросов с точки зрения превращения Urals в бенчмарк, — признает источник. — Но самый главный вопрос — вопрос доверия к эталону — не решается. Если учесть, что в России государство контролирует как трубу, так и поставщиков, у инвесторов не будет уверенности, что сегодняшний поток Urals завтра не иссякнет или не будет перенаправлен, например, в Китай».