Контракт на поставку российского газа в Китай по западному маршруту не будет подписан до конца года. Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к руководству китайской CNPC. В ходе переговоров, проходивших в Москве со среды по субботу прошлой недели, идея о выплате «Газпрому» аванса за поставки газа в размере $40 млрд провалилась, пояснил собеседник причину задержки.
Китайскую сторону не убедило даже обещание «Газпрома» предоставить скидку к цене на газ в случае предоплаты (ранее источники сообщали, что она могла составить 10%).
Эта скидка не обеспечивала CNPC рентабельности не ниже 12–15%, что в Китае является обязательным требованием к инвестиционным проектам, пояснил источник.
О том, что «Газпром» требует предоплату поставок сразу по заключении контракта, стало известно в июле. Источники называли разные суммы – от $25 млрд до $40 млрд. Деньги нужны «Газпрому» на строительство трубопроводов, по которым газ пойдет в Китай.
Согласно предварительному плану поставок, они должны осуществляться по двум направлениям — западному (газопровод «Алтай» мощностью 30 млрд кубов в год) и восточному (труба от Хабаровска, 38 млрд кубов). Оба этих газопровода еще в проекте, причем отраслевые эксперты отмечали, что на обе трубы вполне хватило бы $25 млрд.
Представители CNPC тогда заявили, что это требование трудновыполнимо: у компании нет даже $25 млрд свободных средств, а следовательно, ей придется привлекать кредиты, обслуживание которых обойдется CNPC слишком дорого.
После провала переговоров по западному маршруту остается еще восточный. «Газпром» дал сигнал, что может перейти к его обсуждению, сообщает источник, близкий к руководству CNPC.
Российская сторона, по его словам, запросила китайцев, какую цену поставок они предполагают для восточного направления и в какой форме готовы участвовать в проекте.
В «Газпроме» информацию об изменении предмета переговоров не подтверждают. Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что переговоры с КНР по западному маршруту продолжаются и никаких предложений по поставкам через восточный трубопровод монополия не выдвигала. «На данном этапе западный маршрут является единственным предметом переговоров», — подчеркнул Куприянов.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов напоминает, что тема восточного направления поставок в Китай не поднималась с осени прошлого года. «Хотя как раз именно этот маршрут выглядит более логичным и актуальным для обсуждения», — указывает эксперт.
Восточный маршрут для Китая более актуален. На запад страны поступает газ из Центральной Азии, кроме того, Китая развивает в этом регионе собственную добычу.
А на северо-востоке страны сосредоточены базовые предприятия китайской тяжелой промышленности, но около 80% в энергобалансе на данный момент составляет уголь. Кроме того, одна из провинций северо-востока, Ляонин, может стать транзитной территорией, через которую российский газ может пойти в Южную Корею.
Здесь больше возможностей для маневра как у российских, так и у китайских переговорщиков, считает Симонов, в первую очередь по цене. Именно вопрос цены наиболее сложный в переговорах: «Газпром» настаивает на европейской цене (прогнозная средняя цена для Европы на этот год ожидается на уровне $350 за 1 тысячу кубометров, а в начале следующего около $450). Китай требовал снизить цену примерно на $100 за 1 тысячу кубов. В начале лета сообщалось, что стороны сблизили ценовые позиции, но окончательной договоренности до сих пор не достигнуто.
«По западному маршруту газ бы пошел из Надым-Пуртазовского района, — рассказывает Симонов. – Однако газ оттуда уже около 30 лет поступает в Европу, на него есть спрос и есть цена, предлагаемая странами ЕС. Зачем поставлять этот газ в Китай дешевле, чем его можно продать в Европе?»
По восточному направлению должен пойти газ из Восточной Сибири, в первую очередь из Якутии. Но этот газ еще нужно добыть.
«Здесь будут действовать иные принципы ценообразования, например якутский газ в Европу поставлять попросту невыгодно из-за расстояний, и при расчете формулы цены можно ориентироваться уже не на европейские, а на азиатские рынки,
— говорит Симонов. – Наконец, можно пригласить китайцев в якутские проекты в качестве миноритариев, что также скажется на окончательной цене».