Россия готовит механизм ограничения экспорта зерна на тот случай, если его поставки за рубеж создадут угрозу дефицита и роста цен на внутреннем рынке, сообщил во вторник первый вице-премьер Виктор Зубков по итогам совещания в правительстве. Речь идет о введении «плавающей пошлины» на экспорт, пояснил он.
Механизм таможенного регулирования зернового экспорта согласован со всеми министерствами и ведомствами, соответствующий документ будет направлен в правительство до 1 ноября этого года, сообщил Зубков.
По данным Минсельхоза, валовой сбор зерна в этом году составит 90-92 млн тонн. За последнее два с лишним месяца за рубеж уже продано 11 млн тонн. «Расчеты показывают, что такими же темпами экспорт будет идти в ноябре и декабре, до конца года экспорт достигнет 18-19 млн тонн», — сказал первый вице-премьер. А для обеспечения внутренних потребностей России необходимо 72 млн тонн зерна. В этом случае объемы экспортных поставок не должны превышать 23-24 млн тонн.
Ограничения экспорта необходимы, чтобы цены на внутреннем рынке были реальные, «чтобы их не лихорадило», пояснил вице-премьер.
Реальными Зубков считает цены в 5600-6500 рублей за тонну. На внешнем рынке цена в настоящее время составляет $230-235 за тонну, или более 7 тыс. рублей.
Ограничения на экспорт зерна Россия вводила и прошлом году. Но тогда был применен более жесткий механизм — эмбарго. Из-за аномальной жаркой погоды Россия собрала в 2010 году всего 60,9 млн тонн зерна, на треть меньше, чем годом ранее, и власти посчитали, что этого количества может не хватить для обеспечения внутренних потребностей страны.
Эмбарго действовало с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года. Это решение серьезно подорвало позиции российских экспортеров на мировом рынке: уже заключенные контракты были сорваны. Место России на рынках арабских стран и Турции, традиционно закупавших зерно у России, заняли Канада, США, Франция, Германия.
Чтобы вернуть утраченные позиции после снятия эмбарго, российскому бизнесу пришлось демпинговать. Летом 2011 года дисконт к цене поставок зерна из других стран достигал $20–30 за тонну.
Таможенный механизм ограничения поставок более рыночный, чем эмбарго, отмечает исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов-младший: «Это разумное решение, которое дает сигнал рынку». Впрочем, он надеется, что
до ограничений дело не дойдет: показатель в 24 млн тонн, который является ориентиром для возможного введения пошлин — это рекордный уровень экспорта зерна за всю историю России.
Реальный экспортный потенциал России можно оценить в 20 млн тонн, так что ограничение экспорта не понадобится, соглашается вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Конкуренция на мировом рынке высока. «В этом году хороший урожай зерновых у других стран. Украина тоже снимает экспортные пошлины, соответственно, выйдет на рынок. Рекордный урожай в Казахстане — потенциал экспорта 23-25 млн тонн», — говорит Корбут. Цены на зерновые на внешнем рынке падают, что тоже не стимулирует экспортеров к продаже.