— Какие тенденции развития киберпреступнности в России фиксирует бюро специальных технических мероприятий? Какие сферы IT-индустрии наиболее криминогенны?
— Информационные технологии сделали скачок в своем развитии, их возможности сейчас доступны для каждого. Инновации, интернет-коммерция, социальные сети переживают динамичный прогресс: люди начинают общаться, торговать, влюбляться — затронуты все сферы общества. Однако есть в этой среде и те, для кого новые технологии означают новый способ совершения правонарушений. Отсутствие границ и возможность действовать анонимно определяют большой выбор возможностей для преступных деяний.
На сегодняшний день большинство преступлений совершаются в сфере экономики — начиная от SMS-мошенничества и вымогательства и кончая, например, банковским мошенничеством, когда в интернете вывешивается страничка, по виду аналогичная странице банка, человек совершает на ней операции, его данные становятся известны мошенникам. В наибольшей степени такие случаи практикуются в банковской сфере.
— Каковы показатели борьбы со спамом, фишингом, DDoS-атаками и мошенничеством с кредитками? Заводятся ли уголовные дела? Требуется ли пересмотр законодательства в этой сфере для более эффективной работы бюро?
— Сеть не имеет границ. Там много пользователей, которые живут интернет-жизнью и хотят при этом жить в нормальных условиях. Это аналогично устройству реальной жизни. Почему бы в интернете не принять правила из реальной жизни? Если тебе кто-то звонит в дверь, ты через «глазок» видишь, кто тебе звонит, идя по коридору, ты видишь, кто идет тебе навстречу.
Почему этого не происходит в интернете?
Напротив, в сети есть сервисы, которые позволяют спрятаться, выключить свет. Получается, что элементы вседозволенности присутствуют в виртуальном мире. Существует тот же самый негативный контент, мусор в интернете. Как сделать жизнь в интернете более цивилизованной?
Для этого нам нужно ввести порядок регистрации, чтобы провайдер предоставлял услугу вполне конкретному человеку. Кроме этого человек должен понимать, что, совершая что-то противоправное в интернете, он получит срок больший, чем при совершении аналогичного преступления в реальной жизни.
Если вывесить мошенническое объявление на заборе — его прочтут, скажем, 20 человек, в интернете прочитают сотни, тысячи, десятки тысяч. А ведь через сеть интернет могут осуществляться экстремистские призывы — их могут услышать тысячи человек. Поэтому и ответственность в интернете должна быть больше.
— Требуется ли ужесточение правил продажи портативных беспроводных модемов для улучшения контроля за передачей данных?
— Возможностей выхода в интернет сейчас очень много, здесь вопрос шире.
Если мы говорим о том, что регистрационная дисциплина должна быть, то она должна быть во всех тех возможностях предоставления услуг связи, которые предлагаются. Это было бы правильным.
Но придется приложить много сил, чтобы упорядочить этот процесс.
— Вы затронули проблемы распространения экстремистских идей в интернете, в том числе через социальные сети. Как думаете с этим бороться?
— Люди должны общаться, неправильно ставить барьеры, закрывать, отключать. Мы должны присутствовать в сети, знать, что и как там происходит, создавать соответствующие интересные идеологии, чтобы люди читали и могли ими проникнуться.
Конечно же, в интернете для борьбы с экстремизмом мы применяем те же возможности, которые предоставляют технологии. Но для борьбы с экстремизмом, нам, безусловно, необходимы и более глубокие экспертные знания.
— Возбуждены ли дела по утечкам персональных данных абонентов сотовой связи в интернет? Каковы результаты предварительной проверки по данному инциденту? Насколько серьезна проблема защиты персональных данных?
— В случае с утечкой данных абонентов сотовой связи речь идет о неграмотном использовании технологии в плане защиты своего пространства, о некоторой «нерадивости» сотового оператора.
Поэтому об уголовной статье речи не идет.
Немного случаев известно, чтобы персональные данные уходили за счет агрессивного взлома. Есть и отдельные высокотехнологичные атаки, но гораздо больше статистика именно ненадлежащего отношения к информационной защитной составляющей содержателей ресурсов: неправильно выбранные программные средства, объемы памяти, прочее.
— Сталкивается ли бюро с трудностями из-за работы в России Skype, Hotmail и Gmail? Насколько активно эти сервисы использует криминалитет. Действительно ли они неподконтрольны правоохранительным органам? Вы и ваши сотрудники используете эти сервисы?
— Давайте рассуждать логично. Если есть такая техническая возможность — ее используют и простые граждане, и преступники, и сотрудники спецслужб.
Сервис придуман человеком, эти же технологии на вооружении наших специалистов, поэтому возможности не безграничны.
Купив игрушку в виде сотового телефона или компьютера, вы обязательно оставите свой след в информационной среде. Чем у нас больше этих игрушек, тем мы уязвимее в любом случае. Если относиться к этому таким образом — будет возникать меньше вопросов.
— Как вы оцениваете состояние рынка сотовых телефонов, стал ли он цивилизованнее? Сохраняются ли проблемы с импортом высокотехнологичной продукции?
— Рынок развивается, насыщается новыми средствами, растет. Основные лидеры определились, в меньшей степени остаются те компании, которые собирают подделки. На мой взгляд, мы входим в более цивилизованное общение.
— Подведены ли итоги внутренней проверки по жалобе Евгения Чичваркина?
— Я не в курсе.
— Возникают ли проблемы с исполнением операторами связи и интернета требований СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий)?
— Проблем нет. Оператор связи находится на территории государства и обязан исполнять все требования, связанные с защитой государства.
— Как реформа МВД повлияла на структуру и функции бюро? Изменилась ли численность сотрудников и оплата труда?
— Безусловно, повлияла. Мы на сегодняшний день говорим о новом образе — образе полицейского. За один день идеального сотрудника не сделаешь, должно пройти определенное время. Но старт дан тем, кто не сможет перестроиться внутренне. Многие люди не попали в новую структуру.
Эти процессы коснулись нашего подразделения, но, поскольку отбор у нас строгий, отсев был минимальный. Структура же осталась неизменной, она выстраивалась годами, уже оправдала и зарекомендовала себя должным образом. Я думаю, что в будущем мы будем меняться в лучшую сторону, чтобы работать еще более эффективно.
— Как организуется сотрудничество с аналогичными ведомствами в других странах?
— Мы используем сеть национальных контактных пунктов. Это закрытая зарегистрированная специализированная организационная сеть. Этот ресурс зарегистрирован в США. 50 стран в этой сети функционируют, однако, к сожалению, не все страны доверяют этой сети. Однако мы очень эффективно работаем, например, с коллегами из Германии — недавно мы работали с немцами по одному из ресурсов, связанных с детской порнографией.