Экологи выступили против альянса «Роснефти» и ExxonMobil, который предполагает совместное освоение арктического шельфа. Всемирный фонд дикой природы (WWF) отмечает, что «Роснефть» с самого начала интересовалась не только и не столько иностранными инвестициями, сколько технологиями. Но хотя у Exxon есть опыт удачной разработки месторождения Hibernia на шельфе Канады, на ее счету и крайне неудачный опыт работы в арктических морях, напоминает WWF. Это разлив нефти из танкера ExxonValdez в 1989 году у берегов Аляски, который считается одной из крупнейших экологических катастроф.
«WWF неоднократно обращал внимание на то, что эффективных технологий борьбы с нефтеразливами в ледовых условиях, а также в случае разлива подо льдом, в мире не существует, — говорит координатор по нефтегазовой политике Международной арктической программы WWF Михаил Бабенко. — Однако стремление как можно скорее получить доступ к ресурсам Арктики, видимо, затмевает любые рациональные доводы и призывы сделать серьезные выводы из таких катастроф, как ExxonValdez и Deepwater Horizon».
Фонд считает, что сейчас нет необходимости в разработке Арктики, так как существуют безопасные альтернативы. «Сами нефтегазовые компании признают, что только за счет повышения энергоэффективности и применения мер по энергосбережению может высвободиться огромное количество углеводородов, — говорится в сообщении WWF. — Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд кубометров, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд кубометров в год. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти, составляющий 0,30. Повышение его до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти».
Кроме того, WWF опасается, что, начав разработку Арктики, Россия может последовать примеру ExxonMobil, которая известна финансированием различных исследовательских проектов, цель которых доказать, что проблема изменения климата сильно преувеличена. «Боюсь, что теперь Россия тоже может переметнуться в стан климатических скептиков», — соглашается глава рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по промышленным технологиям и экологической безопасности Михаил Юлкин. С учетом размера потенциальных инвестиций ($200-300 млрд) и ожидаемого дохода ($500 млрд), альянс будет заинтересован в сохранении высокого мирового спроса на нефть и нефтепродукты на долгие годы, говорит эксперт. Поэтому ускоренный перевод мировой экономики на более экологичный низкоуглеродный путь развития противоречит интересам альянса. Юлкин полагает, что теперь позиция России на климатических переговорах сведется к их затягиванию и противодействию принятию решений и достижению компромиссов.