Китай в июле 2011 года снизил импорт нефти из России на 45% по сравнению с июлем 2010 года — до 615,193 тыс. тонн, сообщила в понедельник таможня Китая. Поставки по итогам января--июля также снизились, хотя и не столь значительно — на 4% к прошлому году (до 9,42 млн тонн).
Согласно эти данным, Россия заняла девятое место среди поставщиков нефти в Китай, продав в шесть раз меньше, чем Саудовская Аравия. Иран занял второе место, Ангола — третье.
Трейдеры подозревают, что таможенные данные неточны. Импорт из России не мог упасть так низко после запуска нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО). В январе этого года начались поставки по ответвлению нефтепровода ВСТО на Китай. Объем поставок должен составлять 300 тыс. баррелей в сутки.
По сообщению компании PetroChina, получающей нефть по нефтепроводу, поставки идут в нормальном режиме. «Я не слышал ничего необычного о работе нефтепровода», — сообщил агентству Reuters директор PetroChina по связям с инвесторами Мао Цзэфэн.
В компании «Транснефть» «Газете.Ru» также не подтвердили сокращение поставок в Китай. «Согласно договору с КНР, у нас есть строго определенный суточный норматив поставок, и он не менялся», — заявил представитель «Транснефти» Игорь Демин.
Российская нефть идет в Китай не только по трубе. Она поставляется также железнодорожным транспортом и танкерами — от конечной точки ВСТО порта Козьмино на побережье Тихого океана. В РЖД «Газете.Ru» не смогли предоставить оперативный комментарий, как сократились поставки нефти в Китай по железной дороге. По экспертным оценкам, железнодорожным транспортом в Китай поступает из России порядка 6 млн тонн нефти.
Эксперты не исключают, что сокращению подверглись именно альтернативные поставки, но связано это с конфликтом вокруг трубы.
Спор между «Транснефтью» и основным импортером с китайской стороны CNPC по поводу стоимости поставляемой нефти возник в начале года.
В соответствии с российско-китайским межправсоглашением, поставки нефти в Китай по ВСТО должны осуществляться по контрактам между «Роснефтью», «Транснефтью» и CNPC в течение 20 лет в объеме 15 млн тонн в год. В обмен на гарантии постоянных долгосрочных поставок нефти Китай предоставил «Транснефти» и «Роснефти» кредиты на $10 млрд и $15 млрд соответственно.
Но с начала 2011 года CNPC стала недоплачивать за российскую нефть. Китай потребовал пересмотреть формулу цены. Сейчас в нее закладывается цена транспортировки нефти по всему маршруту трубы ВСТО до конечной точки портового терминала в Козьмино. Но ответвление на Китай начинается в пункте Сковородино в 2046 км от Козьмино. Китай настаивает на том, что в формуле цены должен учитываться понижающий коэффициент: из нее должна вычитаться стоимость транспортировки от Сковородино до Козьмино. Эту разницу китайцы первоначально оценили в $12 за баррель. Сначала они недоплачивали именно такую сумму за каждый баррель нефти, затем выплатили часть долга, так что недоплата составляла $9 за каждый поставленный баррель, а затем снизили эту цифру до $3.
Сейчас задолженность составляет около $85 млн.
«Роснефть» и «Транснефть» начали консультации на предмет подачи иска к CNPC в Лондонский арбитраж.
В начале августа «Транснефть» заявила, что если дело дойдет до суда, она готова вернуть Китаю $10 млрд, полученные в 2009 году, и прекратить транспортировку российской нефти в эту страну, разорвав тем самым 20-летний контракт.
Теперь Китай рассчитывает перевести переговоры о цене поставок российской нефти с корпоративного уровня на правительственный. Об этом 19 августа сообщил Агентству нефтяной информации источник, близкий к переговорам. Китайская сторона пригласила министра энергетики России Сергея Шматко принять участие в очередном раунде переговоров, который должен состояться в Пекине в конце августа — начале сентября. Ранее предполагалось, что на переговоры отправятся только представители двух российских НК.
В преддверии этих переговоров китайская сторона дает понять, что не сильно зависит от поставок из России, и уж тем более через ВСТО, говорят эксперты.
Впрочем, при нормально функционирующей трубе снижения поставок на 45% быть не могло, убежден гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Заявление китайской таможни носит провокативный характер: китайцы стараются показать, что Россия не выполняет контрактные обязательства и ставит под сомнение развитие энергетических отношений с Китаем в целом», — полагает эксперт.